Мало кто помнит, но знакомые всем водителям сегодняшние автомобильные номера с тремя буквами, тремя цифрами и отдельным полем для кода региона вошли в обиход у нас в стране с 1 января 1994 года. То есть без малого 30 лет назад.
До этого в России и в СССР действовали номерные знаки образца 1977 года. Такие номера, за исключением тех, что вешались на военные машины и на прицепы, были с четырьмя цифрами посередине, одной буквой в начале и двумя в конце.
У приписанных к разным организациям машин номера также были выполнены черным по белому и с тем же числом символов. Но сначала на них шли четыре цифры, а затем разом три буквы.
В то время регион был закодирован в буквах номерного знака. Они брались из названия населенного пункта или области. Чтобы не путать их в городах, называющихся на ту же букву, использовались разные комбинации со второй литерой.
Например, в Москве машинам часто выдавались номера с сочетанием МО, МН, ММ, МК, а в Подмосковье — МЕ, МЖ и МЗ. В то же время в этом регионе нельзя было получить номеров с буквами МИ и МБ. Такие выдавались водителям в Минске.
В Мурманской области ездили машины с номерами МУ, в Ленинграде — ЛД. А знаки с литерами ЛИ и ЛК вешались на автомобили в Литовской ССР.
Кстати, в то время в цифрах номерного знака московских такси также кодировали номер таксопарка. А зная, где эти организации расположены, проще было найти таксиста, которому ваша поездка была бы по пути «на базу».
А еще в Советском Союзе для машин, в чьих номерных знаках встречались буквы, которых нет в латинице — например, Б или Ж, — для выезда из страны выдавались специальные «выездные номера».
Между прочим, старые советские номера штамповались из стали и довольно часто ржавели. Их сложнее было прочитать и приходилось подкрашивать. Современные лишены этого недостатка, так как делаются из алюминия.
Автомобильные номера до 1977 года в нашей стране менялись много раз, а первые появились еще до опубликованного до 13 июля 1920 года «Декрета о номерных знаках».
В нем оговаривались форма, цвет, шрифт и размещение таблички: спереди — на крыле автомобиля, а сзади — на кузове, не выше аршина от земли (71 см).
За эти годы знаки успели побывать черными, белыми, желтыми, красными, прямоугольными, квадратными и со скошенными углами.
Но всегда на них неизменно были минимум четыре цифры и не менее одной буквы.
Любопытно, что старые номерные знаки на законном основании могут использоваться и по сей день, если жив владелец автомобиля, на которого он оформлен. Ведь менять их нужно только в случае совершения каких-либо регистрационных действий с машиной.
Даже купить автомобиль с такими номерами можно у какого-нибудь дедушки в российской глубинке. Но только по доверенности, чтобы не перерегистрировать ее в ГИБДД, где взамен ретро-знаков непременно выдадут новые по современному ГОСТу.
А самое интересное, что современные комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД созданы для работы лишь с актуальными номерами. То есть машины с черными старыми знаками или белыми образца 1977 года всевидящим оком не распознаются.
Но таковых на дорогах все меньше. Ведь после смерти владельца машины со старыми номерами ее надо перерегистрировать на нового владельца, при этом получив знаки нового образца. А перенести их на другой автомобиль уже нельзя. Только сохранить как сувенир, не сдав в ГИБДД.