МВД России разместило на специализированном портале для общественного обсуждения проект «Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения». Документ сразу же стал объектом интереса СМИ. Между тем, вопреки громким заголовкам, сенсации не произошло, ведь, по сути, документ не предложил ничего нового по сравнению с ныне действующим Административным регламентом, который утвержден приказом полицейского ведомства за номером 664 еще четыре года назад.
Скрытый надзор остается
Ну вот взять хотя бы тот же нашумевший «скрытый надзор» — по факту он существует уже давным-давно и осуществляется на патрульных автомобилях в гражданском исполнении, то есть без спецокраски.
Останавливать нарушителей сотруднику на такой машине нельзя, но он должен передать информацию ближайшему экипажу ДПС, работающему открыто и имеющему право останавливать водителя и оформлять документацию по правонарушению. К слову, за рубежом это одна из самых распространенных форм надзора за дорожным движением, но у нас она по-прежнему весьма экзотична, так как нераскрашенных машин у ГИБДД мало, и используются они, как правило, для других целей. Личный транспорт применять для этой цели и вовсе запрещено.
Многие водители до сих пор верят, что, если они ничего не нарушают, остановить их нельзя. Это уже давно не так, и в перечне оснований для остановки машины сотрудником дорожно-патрульной службы есть такой пункт, как проверка документов. Значит, нет смысла упорно требовать у инспектора назвать причину остановки — она очевидна.
При несении службы на машине со спецокраской прятать ее в кустах или других укрытиях запрещается. Хотя претензий к экипажу быть не может, если ландшафт местности таков, что не позволяет обеспечить видимость со всех сторон. А вот «люстру» на крыше нельзя маскировать ни при каких условиях.
Если требуют выйти из машины, надо подчиниться
Как строить разговор с инспектором — личное дело каждого водителя, но вежливость еще никому не повредила. Выходить из машины для общения с сотрудником не обязательно, он сам должен подойти к водителю незамедлительно после остановки.
В то же время действующем регламенте есть перечень случаев, когда инспектор ДПС вправе предложить водителю выйти из своего автомобиля. Среди них:
- Неадекватное состояние,
- Необходимость личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства,
- Сверки маркировки и прочее.
Но от этого «предложения» лучше не отказываться, ведь инспектор имеет право составить на упертого водителя протокол за невыполнение законного требования сотрудника полиции, и даже применить физическую силу и спецсредства, чтобы вытащить упрямца из-за руля. По статье 19.3 КоАП РФ неповиновение сотруднику полиции грозит 15 сутками административного ареста.
Нередко водителю предлагают сесть в патрульный автомобиль (как вариант, пройти в помещение поста ДПС) — об этом тоже есть в адмрегламенте. А вот здесь вполне можно ответить отказом, не опасаясь оказаться за решеткой или даже быть оштрафованным. Более того, многие юристы настоятельно не рекомендуют принимать «приглашение», так как на «своей» территории якобы у полицейского больше шансов на успех.
На самом деле, этот совет устарел. Дело в том, что сейчас все патрульные автомобили и посты оборудованы видеорегистратором, который обязан записывать процесс общения. Все больше портативных регистраторов появляется и на груди у инспекторов. Выключать ни те, ни другие нельзя, а все записи после смены сгружаются на компьютер строевого подразделения ДПС и выборочно просматриваются.
Если возникают конфликтные ситуации, например, по жалобе участника движения, в рамках ее проверки видеокадры со звуком изучаются в обязательном порядке. Отсутствие записи, пусть даже из-за поломки регистратора, — повод для серьезных разборок с руководством. А значит, именно в салоне патрульного автомобиля или помещении поста водитель более всего защищен от коррупционных поползновений, а заодно и от необоснованного обвинения.
Кстати, сотруднику вменено в обязанность любое общение с участниками движения осуществлять в поле зрения объектива автомобильного или носимого регистратора. Если хотите избежать провокаций, можете сами настоять на том, чтобы общение было если не в салоне, то хотя бы у капота патрульной машины. Более того, водителю тоже не запрещено снимать сотрудника полиции при общении с ним.
Все специальные технические средства, с помощью которых фиксируются правонарушения, должны иметь сертификат соответствия и свидетельство о поверке. У экипажа с собой будут только копии, а с оригиналом недоверчивого водителя обязаны ознакомить непосредственно в подразделении.
Документы необходимо передавать в руки инспектора в оригинале, без каких-либо защитных приспособлений (помните, несколько лет назад был популярен «антикоррупционный зажим»?). Исключение сделано лишь для оформленного в электронном виде полиса ОСАГО, который можно продемонстрировать на экране смартфона.
Ну и напоследок примите во внимание, что закон карает не только взяточника, но и взяткодателя. А учитывая, что общение почти всегда происходит под объективом камеры, предложение инспектору «договориться» может окончиться судимостью.