Мир захватили кроссоверы, даже у нас их доля среди новых автомобилей дошла до половины общего объема продаж. Но некоторые производители продолжают привозить в Россию и обычные седаны, и лифтбэки. Тем более, Skoda Octavia уже давно лидирует в своем классе, оставаясь в числе самых популярных машин. Что предпочесть, проверенный бестселлер или посмотреть на яркую дебютантку — Hyundai Elantra?
Традиции или эксперименты?
Skoda Octavia всегда била в сердца людей, которые не слишком любят выделяться на дороге, а ценят практичность и неустаревающий внешний вид. Но в новом поколении чехи добавили ей немного экспрессии и индивидуальности — выглядит она интереснее предшественницы. Низкий капот, широкая решетка радиатора и хищный прищур фар, чьи светодиодные «галочки» недвусмысленно напоминают о моделях одной известной баварской марки — наверняка многим польстит такой вид в чьих-то зеркалах заднего вида.
Стал интереснее профиль, вдоль всего кузова тянется острая подштамповка, а задние фонари теперь горизонтальные и заходят на большую подъемную дверь — разумеется, Octavia сохранила кузов лифтбэк. В топ-комплектациях предлагаются и 18-дюймовые колеса — прежде такие полагались только «заряженным» версиям RS.
Но если рядом припарковать «Элантру», то все внимание будет приковано к ней! И дело не только в модном цвете Cyber Gray. Корейцы не стесняются экспериментировать, регулярно обновляют фирменный стиль своих моделей и давно перестали делать скучные машины. Вот и Elantra, которая традиционно находится в авангарде дизайна Hyundai, задерживает взгляд надолго. Смотрят и водители в потоке, и пешеходы.
Спереди разглядываешь огромную решетку, в которую частично интегрирована светодиодная оптика, потом удивляешься смелости линий боковых панелей — седан будто сделан из причудливо смятого листа бумаги (пусть оригами и относится к японской культуре). А основной элемент сзади — Н-образный фонарь во всю ширину кузова. Ярко? Безусловно! Понравится ли всем? Это большой вопрос.
Интерьер: разница приоритетов
Схожее ощущение — и от салонов обеих моделей. Octavia тоже начала заигрывать с водителем причудливым двуспицевым рулем, поменялась архитектура передней панели, которая стала визуально легче. Главное место занимает 10-дюймовый экран нового мультимедийного комплекса, который лишился всех физических кнопок, отдав управление сенсорам и голосу. Впрочем, на касания дисплей реагирует адекватно, а громкость музыки можно регулировать и на руле.
Перед водителем — экран щитка приборов, который имеет несколько вариантов отображения информации. На центральном тоннеле — небольшой джойстик управления коробкой передач. И это теперь 8-ступенчатый автомат, сменивший робота DSG с нелегкой судьбой. Но главное, что радует в салоне «Октавии» — качество материалов и внимание к мелочам.
Пластик преимущественно мягкий, все дверные карманы и бардачок отделаны тканью, а искусственной замши не пожалели даже на переднюю панель! У водителя и пассажира есть персональные зонтики, спрятанные в торцы дверей, а обитатели заднего дивана смогут пристроить свои смартфоны в специальные кармашки на спинках передних кресел. Так что в этом смысле Octavia вплотную приблизилась к флагманской модели Superb.
«Элантре» бить нечем. Да, юбилейный вариант, посвященный 30-летию модели, можно купить с отделкой дверей и спинок сидений приятной серой тканью, но на фоне «Октавии» сразу замечаешь, что сзади повсеместно жесткий пластик, нет крючков для одежды, автоматический стеклоподъемник есть только у водителя, а бардачок лишен даже подсветки!
Но корейцы сделали ставку на дизайн и умело замаскировали все недочеты в передней части салона (кроме пластиковой детали перед ногами пассажира — ее тоже стоило сделать из мягкого материала). Больше всего удивляет архитектура — массивным поручнем отделена зона водителя, к нему же развернута и центральная консоль. Руль с замысловатыми спицами удобен, а отдельное спасибо — за то, что оставили множество механических кнопок для управления мультимедийной системой и микроклиматом.
В визуально единую панель скомпонованы экраны приборного щитка и мультимедийного комплекса, а низкая передняя панель, удачно расположенные стойки кузова и угловатые зеркала обеспечивают «Элантре» прекрасную обзорность. Тут вообще ощущается легкость во всем. И дело не только в светлой отделке интерьера. А еще Elantra оказалась... просторнее, чем Octavia! Сзади больше места и для ног (спасибо более длинной колесной базе), и по ширине.
Тест-драйв Hyundai Elantra и Skoda Octavia — какая лучше в движении?
Мы взяли две машины со 150-сильными двигателями, но у «Шкоды» это известный турбомотор объемом 1,4 литра, а Hyundai предлагает двухлитровый атмосферный двигатель с шестиступенчатым автоматом. Переход на классическую гидромеханику сделал «Октавию» чуть медленнее — по замерам она показывает 8,9 секунды (по паспорту — на 0,1 с больше) — но избавил ее от рывков в пробках, да и в целом коробка работает мягко и адекватно. Тем более, ускорение осталось сочным в любых условиях движения.
Elantra стартует медленнее, а для быстрых ускорений со средних скоростей лучше переходить в спортрежим, когда поддерживаются более высокие обороты. А какой классный подхват у мотора после того, как стрелка тахометра перейдет за отметку «5»! Мы уже привыкли к ровной тяге современных двигателей, поэтому даже такие мелочи порадуют активных водителей. Но в сухих цифрах крыть ей нечем — проигрыш в разгоне до сотни составляет секунду. И чем дальше — тем сильнее отрывается Skoda.
Но Elantra может компенсировать свое в поворотах — у нее классное шасси! Седан легко меняет направление движения и усердно цепляется за асфальт шинами Kumho Ecsta PS71, так и провоцируя проходить знакомые виражи все быстрее и быстрее. А небольшое усилие на руле — не в ущерб информативности. Так что носиться на «Элантре» активным водителям будет в удовольствие.
Причем для этого не нужно выбирать участки с хорошим асфальтом — как показал первый тест-драйв Hyundai Elantra в Ярославской области, даже по раздолбанным дорогам корейский седан идет с непоколебимой стойкостью. Главное — не попадать в крупные ямы, где легко уничтожить шины с профилем 225/45 R17. Но изъян у подвески все же есть — «острые» стыки, люки и заплатки на городских скоростях Elantra проходит жестко. А клиренс в 150 мм, большой передний свес и низко висящий бампер заставят очень внимательно ездить зимой и по грунтовкам.
У «Октавии» со сменой поколений профиль шин стал выше, дойдя до 225/45 R18. Поэтому с мелочевкой она справляется лучше предшественницы. Но даже при неизменной платформе MQB и ряде взаимозаменяемых с прошлой «Октавией» деталей подвески поведение изменилось — лифтбэк стал крупнее и тяжелее (по сравнению с Hyundai разница примерно в центнер), а амортизаторы чуть распустили в пользу более комфортных характеристик.
Управляется она все так же хорошо, но стала чуть ленивее в поворотах, а на волнах появилась небольшая раскачка — на фоне энергичного и «живого» Hyundai это особенно заметно. Жаль, что машины с балкой сзади (многорычажка есть только у версий со 190-сильным двухлитровым турбомотором) все так же не стесняются лупить водителя и пассажиров на торчащих стыках и лежачих полицейских малого радиуса.
Но Skoda все равно комфортабельнее
Да, к плавности хода есть вопросы, но из «Октавии» через несколько сотен километров не выйдешь с гудящей головой — шумоизоляция арок в «Элантре» очень слабая, да и двигателя шумнее. На трассе обороты турбомотора «Шкоды» ниже за счет 8-ступенчатой коробки, поэтому она еще и экономичнее. Правда, Hyundai разрешает лить «92-й» бензин, что при нынешней разнице в стоимости топлива может иметь смысл, а заодно снимет головную боль при поиске заправок в регионах.
И, конечно же, Его Величество багажник. Пусть по ширине проема, глубине и высоте под полку он не слишком отличается от «трюма» Hyundai, но у «Шкоды» открывается вся «калитка», а за доплату ее оснастят и электроприводом. Организован он тоже лучше — есть крючки, сетки. Elantra не предлагает никаких дополнительных приспособлений для размещения груза.
Что лучше — Hyundai или Skoda?
Молодой аудитории точно больше подойдет Hyundai — во всяком случае, той части, которой не нужен турбомотор, чтобы сразу ехать его «чиповать» и соревноваться со всеми подряд на светофорах. Яркий дизайн, интересный салон и «зажигательные» ездовые повадки — все при ней. А слабую шумоизоляцию легко компенсирует аудиосистема фирмы Bose — музыка фирмы Canton в «Октавии» играет вяло.
Ценители комфорта, практичности и качества — вам к дилерам Skoda. Все правильно, все удобно, фирменные «фишки» Simply Clever неизменно радуют, а каталог пестрит полезными аксессуарами. Еще и дизайн стал интереснее, на эту «Шкоду» уже вряд ли приклеят ярлык «пенсионерская». К тому же, чешский лифтбэк можно гибко сконфигурировать по комплектации. Но почему Octavia при всех своих достоинствах выпала из топ-25 самых популярных машин в России, пропустив вперед кроссоверы Kodiaq и Karoq? Дорого!
Базовая Skoda Octavia со 110-сильным атмосферником и 6-ступенчатым автоматом (механику оставили только для 1.4 TSI) стоит 1 515 000 рублей. Лифтбэк с турбомотором (150 л.с.) и 8-ступенчатой коробкой обойдется всего на 60 тысяч дороже — и эта доплата более чем разумна. А тестовая машина в комплектации Style Plus и с дополнительными опциями хорошенько вываливается за 2 миллиона.
Конечно, большинство за эти деньги предпочтет более универсальный кроссовер — за те же самые 2 миллиона получаешь увеличенный клиренс и высокую посадку за рулем, можно доплатить за полноприводную трансмиссию, а бездонный багажник «Октавии» нужен далеко не всем. Схожая картина — и в модельном ряду Hyundai, где Elantra занимает скромный уголок с результатом продаж 350 машин в месяц.
Elantra значительно дешевле, чем Octavia — базовый седан со 128-сильным мотором 1.6 и 6-ступенчатым автоматом стоит 1 404 000 рублей. А тестовая машина в максимальной комплектации Anniversary и в опциональном цвете стоит 1 825 000 рублей. То есть, дешевле «Шкоды» в исполнении Style Plus без дополнительных опций, а в сопоставимом оснащении разница превысит 170 тысяч. Но добавить 50 тысяч — и получится переднеприводный Hyundai Tucson с тем же двухлитровым мотором, пусть и гораздо беднее по оборудованию. Так что песенка сегмента С уже спета, а попасть в хит-парад можно только с помощью государственных или корпоративных закупок. Но глаз все равно будет выхватывать в бесконечном потоке кроссоверов «Элантры» с их ломаными линиями или «Октавии» со светодиодными галочками в фарах.