Российские ученые придумали, как защитить беспилотные авто от хакеров

Взлом 20% беспилотных автомобилей может парализовать целый город
Денис Буденков

С развитием технологий автомобили все сильнее становятся зависимы от «умных» электронных систем — и уязвимы для хакеров. К примеру, еще в 2015 году кибервзломщикам удалось удаленно подключиться к внедорожнику Jeep и вмешаться в работу радио, тормозов, руля и трансмиссии.

В российской научно-производственной компании QRate и Университете Иннополис рассказали, что вопрос взлома автомобилей еще сильнее актуален для беспилотных машин. Если злоумышленники смогут незаметно получить доступ к управлению, например в момент передачи сертифицированных обновлений, это может привести к катастрофам.

Согласно прогнозам, сроки появления квантового компьютера достаточной для взлома мощности и массового внедрения беспилотного транспорта совпадают. А классическая криптография не устойчива к атакам с использованием алгоритмов квантового компьютера.

Эксперты считают, что взлом 20% беспилотных автомобилей может парализовать целый город.

Ученые рассказали, что для гарантированного обнаружения попытки атаки и исключения незаметного перехвата ключей следует воспользоваться квантовыми коммуникациями (в частности, квантовым распределением ключей).

беспилотники
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

В ходе эксперимента QRate и Университет Иннополис запустили стабильный канал беспроводной передачи данных 4G, защищенный шифрованием на базе OpenVPN. В перспективе эта технология будет интегрирована с 5G.

Отмечается, что результаты испытаний доказали возможность безопасного обмена служебной информацией в течение нескольких суток автономной работы автомобиля. Инженеры провели квантово-защищенное обновление программного обеспечения беспилотного автомобиля, разработанного лабораторией автономных транспортных систем Иннополиса.

«Инновационную защиту информационных систем нужно готовить заранее и сразу же учитывать ее в стандартах для беспилотного транспорта. Адаптация стратегий информационной безопасности и подготовка архитектуры могут занять несколько лет. Нам сегодня надо заложить квантово-защищенные решения в проекты автомобилей будущего» — рассказал технический директор компании QRate и директор центра компетенций НТИ «Квантовые коммуникации» в МИСиС Юрий Курочкин.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

«Фактически сама идея интеграции квантовой криптографии в беспилотный транспорт обсуждается в научном мире. Это довольно понятное решение. Однако мы провели тестирование, которое доказывает на практике, что это возможно. Технология зрелая, ее можно прорабатывать и дальше», — добавил он.

Весной в Москве Lada Vesta SW переоборудовали в беспилотный автомобиль. Он ездит по территории Первой Градской больницы им. Пирогова и помогает медикам перевозить анализы между корпусами.