За какой тюнинг можно лишиться автомобиля

Алексей Лучников
Даже незначительные доработки автомобиля могут стать причиной для запрета его эксплуатации. Авто Mail.ru подробно объясняет, как избежать проблем

В период массовой переобувки шин инфопространство заполонили страшилки о том, что с 1 июня водителей начнут штрафовать за езду на зимних шинах. Приводится даже аргумент — постановление российского Правительства, которым вносятся изменения в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. К слову, это приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, которые, в свою очередь, стали верным спутником Правил дорожного движения, поскольку утверждены одним и тем же постановлением (No 1090 от 23 октября 1993 года).

Документ этот, хоть и был разработан в прошлом году, но до сих пор не принят, и перспективы его довольно туманны. Впрочем, запрет на использование шипованных шин в летние месяцы на самом деле уже есть в действующем документе — Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Однако ответственности за его нарушение не предусмотрено.

Из-за колес нестандартной размерности могут прекратить регистрацию, а номера и документы подать в розыск

А вот на что действительно стоит обратить внимание при сезонной смене колес, так это на состояние шин и их размерность. За нарушение могут оштрафовать. Минимальная высота протектора для легковых летних шин — 1,6 мм. Если есть индикатор износа, можно ориентироваться по нему.

По мере износа шины теряют свои сцепные свойства, а значит, ждать от них той же эффективности, что от новых, не стоит.

На размерность не только шин, но и колесных дисков в последнее время тоже стали обращать пристальное внимание. Для каждого автомобиля параметры профиля шины, равно как и диаметр, ширина и вылет диска строго регламентированы автопроизводителем. Как правило, предлагается несколько вариантов. Уточнить их можно в руководстве по эксплуатации, хотя проще всего это сделать, найдя табличку с рекомендованным давлением воздуха для каждой допустимой размерности — обычно она размещается на средней стойке кузова, торце водительской двери или обратной стороне лючка топливного бака.

9

Если параметры будут сильно отличаться от рекомендованных, это повод для инспектора ДПС остановить такую машину и потребовать от водителя объяснений. С формальной стороны вопроса установка нестандартных колес — это внесение изменений в конструкцию транспортного средства, или, говоря юридическим языком, «исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения». Главное, что на него надо получать разрешение в ГИБДД. Процедура не из самых простых, поэтому ради красивых колес никто тратить на нее время не хочет. А раз так, то у инспектора появляется повод оштрафовать водителя. И хотя штраф символический — 500 рублей, есть и другой механизм воздействия — прекращение регистрации. Это делается руками регистрационного подразделения, поэтому происходит не сразу. Просто в один прекрасный момент водитель узнает, что его машина на учете не стоит, а номера и документы объявлены в розыск. Далее — неизбежная процедура восстановления учета, для чего с красивыми колесами, по всей видимости, придется расстаться.

Все доработки машины требуют проведения экспертизы и согласования с ГИБДД

Аналогичным образом складывается ситуация и с другими техническими доработками. Особенно они бросаются в глаза летом, когда становятся особо популярными оффроуд-покатушки. Весь внедорожный арсенал — лифтованная подвеска, зубастые шины, силовой бампер с лебедкой, шноркель, самодельный багажник на крыше, дополнительная светотехника — оказывается на виду, в том числе сотрудников Госавтоинспекции. А у них возникает все тот же вопрос: согласованы ли изменения конструкции в установленном порядке? В 99% случаев нет. А значит, с той же вероятностью водитель получает либо штраф, либо, в особо вызывающих случаях, прекращение регистрации.

Более прозаична установка фаркопа. В свое время страшилок на этот счет было много, но на самом деле тут все достаточно просто: если фаркоп промышленного изготовления и предназначен для использования на соответствующем автомобиле, это не будет считаться изменением в конструкцию. Возить с собой какие-либо документы на этот счет не требуется — бремя доказывания ложится на инспектора ДПС, если он вдруг решит предъявить претензии. Ровным счетом такая же ситуация и у еще одной популярной летней особенности — багажников, боксов, велокреплений и прочего быстросъемного навесного оборудования, облегчающего перевозку негабарита: если оно заводского исполнения, вопросов к нему быть не должно.

Чип-тюнинг может привести к запрету эксплуатации

В числе тех доработок, которые не на виду, — чип-тюнинг. Вычислить вмешательство в программу управления двигателем, коробкой передач, рулевым управлением, тормозами (именно эти системы, как правило, модернизируются продвинутыми умельцами) практически невозможно, а значит, ответственность не грозит. А вот установка двигателя другой модели, как правило, более мощного, неизбежно «всплывет» при перерегистрации машины.

В отдельных случаях могут возникнуть вопросы и при проверке на дороге, ведь уровень технической грамотности дорожных инспекторов тоже растет — это факт. К сожалению, качество современных моторов сильно упало, и их замена стала обычным делом в том числе среди владельцев продукции именитых производителей. И чтобы не иметь проблем в будущем, замену лучше осуществлять только на аналогичный агрегат.

Подпишитесь на нас