Огненно-красный рассвет озаряет бухту Ая, усыпанную «битым стеклом» поломанного льда, отражения играют солнечными зайчиками по красивым кузовам купе и седанов Porsche, а на улице при этом — почти 20-градусный мороз. Но скоро стало по-настоящему жарко — на Байкал мы приехали вовсе не наслаждаться видами, а гонять на Porsche по коварной скользкой трассе. Что окажется интереснее, веселее и быстрее — электромобиль Taycan или суперкар 911 Turbo S? По красочным рассказам Олега Кесельмана, бессменного лидера Porsche Experience Center Russia, «Тайканы» ничуть не уступают «911-му» на подготовленной ими трассе. Сначала я не верил, но необычный тест-драйв Porsche 911 и Taycan заставил передумать.
Электросила
С поведением «Тайкана» на льду я уже знаком — полтора года назад удалось поездить на нем по дорогам Лапландии и небольшой трассе на озере. Но там машины были обуты в нешипованные «асфальтовые» шины Goodyear, поэтому скорости были чуть ли не пешеходными. Опасался я, что увижу аналогичные колеса и на Байкале (лед которого — очень скользкий!), но, к счастью, на всех Porsche стояли шипованные Michelin X-Ice North 4 — одни из лучших зимних покрышек на настоящее время.
Шильдик в задней части «Тайкана» на льду не имеет решающего значения — даже «скромный» Taycan 4S может похвастать 571 л.с. и 650 Нм крутящего момента. Это очень много! Что уж говорить про Taycan Turbo (680 л.с.) и Taycan Turbo S (761 л.с.). Поэтому прыгаю в первый попавшийся седан и выезжаю на подготовленную для нас трассу.
На схеме она казалась скучной — шесть упражнений на фигурное вождение, объединенные в одну джимхану. Много конусов, сложные траектории движения, развороты, круги... Но стоило выехать на лед, как настроение тут же поменялось — команда Олега Кесельмана подготовила трассу длинную и коварную, пришлось попотеть даже опытным водителям.
Никаких стандартных слаломов, переставок и прочих разгонов и торможений — все только с использованием силового скольжения! И я сразу вспомнил, насколько легко это делает Taycan. Главная прелесть — отсутствие каких-либо задержек на действия правой педалью. Руль повернут внутрь, «газ» в пол — и большой тяжелый (2,3 тонны!) электромобиль легко доворачивается задней осью. Чуть промахнулся? Не беда, сброс «газа», и с помощью рекуперации передняя ось загружается, обеспечивая «морде» сцепление.
Поняв правильный алгоритм действий, на «Тайкане» можно вытворять совершенно безумные маневры. Даже из чрезмерных углов, когда едешь, скорее, задом наперед, он может легко выйти — нужно только повернуть руль в сторону заноса и смело нажать педаль в пол. Тогда вся тяга уходит на переднюю ось, и машина стабилизируется. Чудеса!
На скоростных дугах «Тайкану» помогает низкий центр тяжести — аккумуляторная батарея (на 93 кВт∙ч у самой мощной версии) расположена под полом, — а регулируемая жесткость амортизаторов (на льду лучше сделать их мягче) позволяет улучшить сцепление шипованных шин с покрытием. Кажется, что электромобиль Porsche может вообще все...
Но кое-что дается ему с трудом — это развороты на 180 градусов («шпильки»), где Taycan не слишком охотно реагирует на контрсмещение, основная масса сосредоточена в центре машины, поэтому раскачать его и использовать «хлыст» очень непросто. И все равно, два независимых электродвигателя и идеальные алгоритмы работы электроники делают Taycan невероятно послушным и быстрым. Чем ответит Porsche 911?
No turbo — no party
И пусть в задней части «Тайканов» есть шильдики Turbo и Turbo S, которые на самом деле означают лишь уровень мощности электрической силовой установки, настоящий Turbo S тут один — Porsche 911. Тот же, что я уже тестировал летом! 650 «лошадей» и полный привод — это 2,7 секунды до сотни (по нашим замерам он оказался даже быстрее паспортных данных) и сумасшедший темп разгона вплоть до предельных 330 км/ч. Так что я без тени сожаления пересаживаюсь в знакомое желтое купе.
Еду на первое упражнение, где нужно, непрерывно двигаясь в заносе, перемещаться от одного конуса к последующим, и меня тут же разворачивает! Я настолько привык к отсутствию задержек в «Тайкане», что даже минимальное опоздание с нажатием на педаль газа привело к ошибке прохождения. И вообще, если на асфальте Porsche 911 Turbo S — сама послушность, то на льду он требует почтительного отношения и точности действий.
Взрывной характер мотора, его расположение сзади, разгруженная передняя ось, жесткая подвеска и более широкие шины осложняют жизнь на льду — за ошибки 911 Turbo S наказывает без промедлений. Но в разворотных «шпильках» на нем гораздо проще — из-за «маятника» двигателя сзади он легко раскачивается и за счет инерции спокойно меняет направление движения.
Но больше всех удивила великолепная 911 Targa 4S Heritage Design Edition — сначала своим присутствием на льду Байкала. Таких машин — 992 в мире, а мы тут гоняем на новеньком коллекционном Porsche. А главное — из нее выходить не хотелось. И дело не только в шикарном интерьере, где сиденья и дверные карты обтянуты «винтажным» светлым велюром. Ехать на ней было куда проще, чем на 911 Turbo S.
Секундомер ставит знак вопроса
450 «лошадей», мягче подвеска, менее крутой нрав — и вот уже вишневая тарга спокойно «крутит пятаки» вокруг конусов, легко проходит «шпильки», а на экране секундомера замирают цифры 4:30. Казалось, что Taycan 4S не сможет повторить это время — он на добрых 500 кг тяжелее, что на льду очень критично.
Но, несмотря на приличную массу и сложности при прохождении «шпилек», Taycan настолько уверенно справлялся с остальными участками трассы, что показал... ровно такое же время! Причем напрягаться и работать за рулем электрического Porsche пришлось куда меньше — познав правильный алгоритм действий, дальше просто следишь за пристреленными точками начала торможений и постановки машины в занос.
И такой необычный «боевой» тест-драйв Porsche Taycan доказал, что он круто настроен и для ледовых заездов — сейчас это самый спортивный из всех электромобилей. Да и батареи хватило на несколько часов скольжений, что очень неплохо для морозной погоды. Так что не зря именно Taycan оказался лидером официальных продаж машин на батареях в 2020 году — продано 156 экземпляров, хотя отгрузки клиентам начались только в декабре!
Но эта простота в управлении и отсутствие дополнительных эмоций от звука выхлопа заставляют выбирать не разумом, а сердцем — а оно пока остается в Porsche 911 вместе с шестицилиндровым оппозитом. К счастью, Porsche заявляет, что ограничения на использование двигателей внутреннего сгорания, наложенные рядом стран, их не пугают — они продолжат выпускать такие машины для других рынков. А, значит, останется выбор между быстрыми электромобилями и дикими суперкарами!