Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» был спущен на воду летом 1986 года. Огромная машина (длиной почти 74 метра) задумывалась как средство поражения флота противника
Экраноплан не зря похож не самолет, в движение его приводили 8 (!) авиационных двигателей НК-87, а максимальная скорость превышала 500 км/ч
Кабина пилотов у «Луня» — тоже авиационная. Отсюда были и сложности с набором экипажа. Летчикам не хватало опыта на воде, а моряки не умели летать.
Поэтому экипажи делали смешанными — часть офицерского состава была из летчиков, часть — из рядов военно-морских сил. Всего на борту находилось 10-11 человек
Экраноплан испытывали в Каспийском море всего год — с 1990-го по 1991-й, а с развалом СССР финансирования проекта не нашлось. Был почти достроен и второй «Лунь», причем уже в качестве спасательной машины, но его так и не доделали
В море «Лунь» мог находиться до 5 суток, поэтому были предусмотрены каюты для размещения экипажа. Но, несмотря на огромные размеры экраноплана, ютиться приходилось в таких помещениях
Главным оружием «Луня» были 6 протиковорабельных ракет П-270 «Москит», чьи пусковые установки расположены в верхней части фюзеляжа
На борту находилось радиолокационное оборудование, позволяющее определять координаты целей для последующего уничтожения. После окончания эксплуатации Лунь стоял в Каспийске, но было снято только вооружение и ряд секретных устройств.
Помимо ракет, экраноплан имеет две зенитных 23-миллиметровых пушки. А вверху находится кабина стрелка с шумоизоляцией (расположена она прямо под пусковыми установками ракет)
Вторая пушка расположена сзади и предназначена для защиты экраноплана от авиации противника
Корпус сделан из алюминиево-магниевого сплава, но конструкция ближе к корабельной — есть переборки, сохраняющие плавучесть при возникновении пробоин
Лунь сейчас отбуксирован к дагестанскому селу Моллакент, где будет отреставрирован и установлен в парке Патриот. А добрались мы к нему во время тест-драйва кроссовера Renault Duster