Для эксперимента над водителями использовали гигантского плюшевого мишку. Зачем?

Исследователи привязали мягкую игрушку к дверце багажника и выехали на шоссе

Американский страховой институт дорожной безопас­ности (IIHS) в исследовании использовал гигантского розового плюшевого мишку в желтой куртке. Казалось бы, такая игрушка привлечет внимание всех проезжающих мимо водителей. Однако же, нет.

В IIHS решили изучить, как использование передовых систем автономного вождения (вроде «Автопилота» Tesla) влияет на то, сколько внимания водитель уделяет дороге. Но почему для этого выбрали плюшевого медведя в ярком наряде? Для эксперимента было необходимо что-то привлекающее внимание, но не слишком отвлекающее.

«Существует ряд лабораторных методов измерения ситуационной осведомленности, однако они не очень подходят для ситуации на дороге. Гигантский плюшевый мишка на задней части автомобиля помог объективно оценить связанную с вождением концентрацию внимания водителя», — рассказала автор идеи Александра Мюллер.

content image for: 80699

Стандарты автономного вождения устанавливает американская ассоциация автомобильных инженеров SAE. Эти уровни кратко отражают, насколько продвинут автомобиль по части беспилотного вождения. Всего есть пять уровней — от абсолютного отсутствия помощников до полностью автоматизированной системы, которая может сама управлять автомобилем.

В эксперименте использовался Mercedes-Benz C300 2019 года выпуска с системой ADAS уровня 2. Такой автомобиль может самостоятельно контролировать рулевое управление, скорость и торможение. Так или иначе, оставлять без присмотра такой «автопилот» нельзя.

Известно, что система ADAS рассеивает внимание водителя: он может отвлечься на смартфон, мультимедиа-систему, разговоры с попутчиками... В прошлом году один из владельцев Tesla Model S врезался в полицейскую машину, потому что не следил за дорогой и смотрел на смартфоне кино. Но как сильно система ADAS влияет на концентрацию?

Тест проводился в штате Мэриленд с участием 31 водителя, которых распределили на три группы

  • Водители, которые регулярно пользовались системой ADAS второго уровня и использовали ее в ходе теста
  • Водители, никогда не пользовались системой ADAS второго уровня, но использовали ее в ходе теста
  • Водители, никогда не пользовались системой ADAS второго уровня и не использовали ее в ходе теста
content image for: 80699

Все участники исследования в течение часа ездили на Mercedes с «автопилотом». Чтобы проверить, сколько внимания они уделяли дороге, второй автомобиль с розовым плюшевым мишкой трижды обгонял испытуемого водителя. Времени, чтобы заметить медведя, было достаточно — каждый раз он держался перед «Мерседесом» около 30 секунд.

В это время камеры фиксировали, куда смотрит водитель. После поездки у испытуемых спрашивали, замечали ли они что-нибудь странное. Результаты исследования получились довольно неожиданными.

Выяснилось, что почти все опытные пользователи системы ADAS уровня 2 смогли заметить медведя во время езды. Кроме того, большинство водителей в этой группе точно ответили, какое количество раз медведь проезжал мимо.

В то же время вдвое больше водителей, для которых езда на «автопилоте» была в новинку, плюшевого мишку вообще не заметили.

Также исследование IIHS показало, что водители, которые замечали медведя, тратили больше времени на изучение дорожной ситуации — смотрели вперед, в боковые окна и зеркала заднего вида. Те водители, которые несколько раз пропустили медведя, как правило смотрели только прямо перед своей машиной.

А те испытуемые, которые пропустили каждое появление розового мишки, проводили за изучением приборной панели автомобиля гораздо больше времени, чем водители из других групп.

Кстати, похоже, что «Автопилот» Tesla может не заметить столкновение с машиной — в США в электрокар врезался «Ниссан», но тот поехал дальше.

Ранее стало известно, что почти 60% россиян ожидают наступления эпохи беспилотников. Около 31% россиян в той или иной степени одобряют то, что роботы будут управлять автомобилями.

Денис Буденков