Несколько дней столицу заваливает снегом. Автомобилисты борются со стихией как могут, а коммунальные службы работают на пределе своих возможностей: сгребают снег сначала в большие сугробы, потом грузят в специальные машины и куда-то увозят. А куда?
В Москве работает 56 снегоплавильных пунктов, которые разбросаны по всему городу. Есть и мобильные пункты — их в городе 38.
Почему на подъезде скапливаются очереди из машин, загруженных снегом? В сильные снегопады пункты просто не могут принять здесь и сейчас такое количество «материала» на переработку.
С пробками борются с помощью лазеров, которые в автоматическом режиме определяют количество поступившего на пункт снега и помогают «сортировать» приезжающие на станцию автомобили.
Снег автомобили сбрасывают в специальные дробилки с песколовками, которые задерживают мусор, камни и реагенты. Затем снег растапливается теплой водой (около 10 градусов тепла), которая поступает из канализационных труб.
Порой в дробилки попадают не только камни и мелкий мусор, но и различные крупные предметы (однажды даже в дробилке нашли детскую коляску). Тогда систему приходится останавливать и доставать застрявший предмет.
Растопленный таким образом снег разумеется не попадает сразу в почву и сточные трубы. Под плавильнями находятся фильтры, которые очищают получившуюся воду от грязи, чтобы затем она уже попала в очистные сооружения, а затем — в реки и озера.
Снегоплавильные пункты появились в Москве в 2000-х годах. До этого снег просто собирали в кучи и оставляли до весны. В центре «складировать» снег было негде, и его просто сбрасывали в реки — Яузу и Москва-реку.
Сейчас каждый такой пункт принимает примерно по 750 машин в сутки. Максимум — около 1000 самосвалов в день.
За зиму столичные плавильные станции перерабатывают более 12 млн м3 снежной массы. Если выстроить в колонну 500 тысяч грузовиков с этим снегом, получится цепочка из машиной длиной 3 тысячи километров.