Российскому водителю зима редко дает повод для чувства торжества. Даже самые законопослушные рискуют оказаться в числе нарушителей. Виной тому — погодные условия, которые на большей части территории отнюдь не идеальные.
Что делать, если не видно разметку?
На заснеженной или грязной дороге может быть не видно разметку, которая, к слову, и так-то не идеальна, а зимой и вовсе приходит в негодность из-за реагентов и усердия уборочной техники. Добавьте к этому темноту и хмарь, помноженную на перманентные осадки, а также нередко заваленные невывезенным снегом обочины.
В таких условиях очень трудно не ошибиться с местоположением автомобиля и, например, не оказаться на встречной полосе. Штраф — 5 тысяч рублей, но в худшем случае можно лишиться прав на 4–6 месяцев.
Объезд препятствия в местах, где это запрещено той же разметкой, обойдется в полторы тысячи рублей. Столько же — за поворот налево или разворот.
Но самое страшное, безусловно, — это авария. По статистике выезд на встречку — одна из самых распространенных причин ДТП, а шансы погибнуть или стать инвалидом в таком столкновении вообще самые высокие среди всех причин смертности и травматизма.
Если разметки не видно из-за снега, грязи или износа, штрафа с камеры можно не опасаться. Даже если система сработает, постановление, как правило, нетрудно обжаловать, ведь на снимке не будет видно главного.
А вот инспектор, на глазах которого произойдет нарушение, может быть непреклонен. И он окажется прав, как минимум, в том, что при выборе положения на проезжей части водителю следует быть достаточно осмотрительным, принимая во внимание и погодные условия, и состояние проезжей части.
В отличие от двухполосных дорог, при трех, четырех и более полосах Правила дорожного движения категорически запрещают выезжать на встречную полосу. Но те же ПДД вменяют водителям в обязанность самостоятельно определять количество полос с учетом ширины транспортных средств и интервалов между ними.
При этом встречкой будет считаться все, что расположено левее осевой линии проезжей части, причем сугробы по обочинам в расчет приниматься не будут. Ну и другие нарушения, связанные с незаметной разметкой (проезд прямо из «поворотной» полосы», пересечение стоп-линии и прочее), тоже весьма вероятны, поэтому местоположению машины на дороге зимой уделяем особое внимание.
Обязательны ли зимние шины?
С одной стороны, согласно техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» зимние шины в России обязательны, но с другой стороны, штрафа за их отсутствие в КоАП не предусмотрено.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, тоже не требует от водителя сезонной переобувки. Но если зимние колеса все же установлены, то протектор должен быть не ниже 4 миллиметров. Если износ больше, штраф 500 рублей. Такой же штраф и за то, что «шиповки» стоят не на всех четырех колесах одновременно.
За грязные номера, фары и фонари — штраф 500 рублей
Если регистрационные знаки автомобиля настолько грязны, что с 20 метров прочитать хотя бы одну букву или цифру невозможно, инспектор вправе оштрафовать водителя на 500 рублей. Да, в условиях перманентной слякоти чистыми номера быть не могут, но соблюдение хотя бы минимальной «гигиены» водителю вполне под силу.
Аналогичные требования — и к состоянию внешних световых приборов. Когда нет времени или средств на регулярную мойку машины, проблему можно решить использованием ручной цветочной брызгалки, наполненной незамерзайкой. Если не копить грязь неделями, создаваемого распылителем давления вполне достаточно, чтобы очистить фары, фонари и номера без вреда для них и чрезмерных усилий.
Не стоит отключать и омыватель фар, каким бы бесполезным он ни казался. Пока за его неисправность не штрафуют. Вопреки расхожему мнению эффект от него есть, а расход незамерзающей жидкости не такой уж драматичный. С чистой и исправной светотехникой вы не только избежите штрафа, но и сделаете зимнюю дорогу безопаснее для себя и окружающих.
Осторожно, поломки!
Не забывайте, что повышенное внимание зимой надо уделить и бортовой электронике автомобиля. Она очень не любит перепады температур и солевой туман от реагентов.
Однажды утром, запустив двигатель и увидев на приборной панели предупреждающую лампу о неисправности той или иной системы, не откладывайте визит в сервис. Особенно если это связано с системами активной и пассивной безопасности — антиблокировочной, курсовой устойчивости, защиты от фронтального или бокового удара.
Да и вообще, почти все имеющиеся неисправности зимой приобретают особое значение: заглохший двигатель в сотне километров от цивилизации, неисправные тормоза на скользкой дороге или барахлящая климатическая система при «гуляющей» от плюса к минусу температуре. Даже если обойдется без штрафа, цена безалаберности может оказаться непомерно высокой.