Представим, что автомобиль эксплуатируется в идеальных условиях, а масло для него подобрано верно — в соответствии с технической документацией и по рекомендации автопроизводителя, который сконструировал этот двигатель. В таком случае замена масла становится всего лишь плановой процедурой, а мотор живет очень долго.
В России среднестатистический автовладелец в будни ездит на машине до работы, а на выходных отправляется с семьей за город (на дачу или, быть может, в путешествие). Можно ли такие поездки считать идеальными условиями для безопасной работы двигателя? Давайте разбираться!
На работе двигателя сказывается множество факторов, в том числе особенности климата, качество дорожного покрытия, запыленность воздуха, возможность регулярно обслуживать автомобиль и стиль вождения. Поэтому порой менять масло требуется чаще, чем рекомендует производитель.
Не гоняйте!
Обычно масло советуют менять не реже, чем через каждые 10 тысяч километров пробега или раз в год. Со временем смазочный материал теряет свои свойства и не может защищать двигатель автомобиля должным образом, а если владелец машины пренебрегает его заменой, то в моторе образуется нагар.
Нагар плохо влияет на работу двигателя, что приводит к перерасходу топлива и технических жидкостей, а также увеличивает риск его поломки. Чтобы не допускать образование нагара, обратите внимание на свой стиль вождения.
Чем чаще вы подвергаете автомобиль сильным нагрузкам, первым срываетесь со светофора и держите обороты в высокой зоне, перегревая двигатель, тем регулярнее вам придется покупать новую канистру с лубрикантом. При агрессивной езде масло теряет свои полезные свойства. В том же автоспорте смазочные материалы в двигателях меняют после каждой гонки.
Перегрев ухудшает качество масла и способствует образованию нагара. При этом из-за высоких температур уменьшается толщина масляной пленки, из-за чего различные металлические части двигателя как правило соприкасаются друг с другом. Если вы любите «погонять», но не готовы регулярно тратиться на покупку качественного масла — рано или поздно убьете двигатель.
Однако на качество моторного масла может влиять и «дедовский» стиль вождения. Если обычно вы ездите на короткие расстояния, то моторное масло может не успеть достигнуть оптимального температурного режима, из-за чего его свойства со временем станут хуже.
Простаивающий автомобиль тоже прослужит меньше из-за конденсата, который образуется в двигателе и смешивается с другими жидкостями.
Долгая работа мотора вхолостую тоже ни к чему хорошему не приведет — когда вы стоите в пробках, масло нагревается из-за недостаточно эффективной работы системы охлаждения (то же самое относится и к частым троганиям с места). Кроме того, в масло попадает большее количество несгоревшего топлива — из-за этого происходит окисление смазки и разрушение присадок.
Наконец, условия сгорания топлива ухудшаются при движении на крутом подъеме и езде с прицепом. В это время двигатель работает на обогащенной смеси, поэтому условия сгорания топлива в цилиндрах ухудшаются. В масло попадает большее количество продуктов полного и неполного сгорания топлива, что ухудшает его свойства.
Чем чаще вы подвергаете автомобиль сильным нагрузкам, первым срываетесь со светофора и держите обороты в высокой зоне, перегревая двигатель, тем регулярнее вам придется менять масло. При агрессивном стиле вождения масло быстрее теряет свои полезные свойства. Присадки, входящие в состав масла, начинают срабатывать быстрее, нейтрализуя отрицательные факторы, связанные со сгоранием топлива.
Не забывайте прогревать двигатель
К зиме многие автомобилисты заранее готовят автомобиль, и некоторые не ограничиваются простой заменой резины. Ведь при низких температурах воздуха, чтобы сохранить двигатель автомобиля и продлить его срок службы, важно грамотно подойти к выбору моторного масла. Дело в том, что зимой неправильно подобранные смазочные материалы начинают загустевать.
Холодный пуск — это большой стресс для двигателя. Агрегат подвергается самому высокому износу, поскольку масло хуже прокачивается, мотору для вращения коленвала требуется больше энергии, движение деталей затрудняется, и в первые секунды двигатель может испытывать масляное голодание.
Некоторые автомобилисты приравнивают один холодный пуск двигателя в -15°C к 100 километрам пробега. А если температура в два раза ниже, ресурс мотора можно сократить вообще на две сотни километров. Стоит ли говорить, что перед поездкой крайне важно прогревать двигатель.
При этом, чтобы нанести двигателю как можно меньший ущерб, масло должно соответствовать рекомендациям производителя автомобиля для конкретных климатических условий. На каждой канистре с маслом вы найдете код, обозначающий вязкость лубриканта.
При низких температурах масло должно быть менее вязкое. Скажем, если зимой столбик термометра обычно опускается не ниже -25°C, то вам подойдет масло с маркировкой 10W. Куда более сильные морозы потребуют масло с вязкостью 0W.
Если говорить об эксплуатации автомобиля при высоких температурах — это же касается и сильной нагрузки на мотор и перевозки тяжелых грузов, — смазка должна оставаться более густой. Для таких условий подойдет масло, в маркировке которого после буквы «W» стоит число 40. Если масло подобрано неверно, то при перегреве масло становится более текучим, а масляная пленка — тоньше, — что увеличивает трение между деталями.
Не заправляйтесь в сомнительных местах
На качество смазочных материалов также влияет качество топлива, которое далеко не везде в России соответствует нормам.
В 2020 году Роскачество провело исследования бензина АИ-92 на семи случайных АЗС в Москве. Выяснилось, что в столице топливо соответствует установленным законом требованиям. А что в других регионах? В 2019 году в Ставропольском крае несоответствия характеристикам топлива были выявлены в семи из 60 образцов — они были закуплены в несетевых АЗС.
Риск залить некачественное топливо по-прежнему существует. Из-за плохого бензина мотор засоряется отложениями, которые смешиваются со смазкой. Чтобы не подвергать риску мотор, лучше лишний раз перестраховаться и отправиться на АЗС знакомой сети.