Новичку досталась реэкспортная «девятка»: что из нее получилось

Как экспортные машины возвращаются на родину и как их находят новые владельцы? Рассказываем на примере необычной Lada Samara 1300 S
Светлана Парфенова

Перед вами Lada Samara 1300 S, по-простому «девятка», выпущенная в 1992 году. Эта машина была отправлена в Германию в автосалон Lada Autohaus STANICKE Lindenberg, о чем до сих пор напоминает рамка под номерной знак. Обратно в Россию она вернулась достаточно скоро, уже в 1994 году.

Нынешний владелец, Никита, приобрел ее в 2017 году, причем совершенно случайно. Он просто покупал свой первый автомобиль и задался целью найти живой экземпляр на каждый день по вменяемым для него на тот момент деньгам.

Они с другом просмотрели множество ВАЗ-2108, 09, 13, 14, думали даже о «Калине». Год выпуска и мощность двигателя вообще не были важны, главными критериями были кузов без коррозии и отличное состояние по технической части — чтобы обойтись без масштабных вложений, а просто сесть за руль и ездить без проблем.

Спустя месяц поисков и осмотров различных машин попалось совершенно неприметное объявление о продаже ВАЗ-2109 всего с двумя фотографиями, на одной из которых и вовсе были изображены зимние колеса. Никита решил съездить и посмотреть лот.

На месте оказалось, что машина весьма достойная. На ней ездили редко, хранили бережно в гараже, содержали в чистоте, регулярно делали ТО. В общем, повезло! О том, что «девятка» реэкспортная, продавец в объявлении даже не указывал, рассказал уже на личной встрече.

Так как машина реэкспортная, здесь были установлены некоторые допы и элементы стайлинга, отличающие ее от «девяток» для внутреннего рынка. В частности, антенна, передние локеры на клипсах, так называемые подкрылки (их пришлось снять, поскольку мешали занижению), колонки Philips в дверных картах, орнаменты LS на передних крыльях, молдинги с надписью Samara и шильдик 5speed на крышке багажника, означающий, что в машине установлена 5-ступенчатая механическая коробка передач.

Кстати, хоть на обычных «девятках» антенны и нет, с завода под левым передним крылом под нее предусмотрен кронштейн. Однако дилеры почему-то решили не использовать эту заготовку и ставили антенну в правое переднее крыло (как в данном случае) или на крышу.

По всему автомобилю можно найти много информационных наклеек на немецком языке: в бардачке, на лючке бензобака и под капотом. Еще одна из отличительных черт экспортной Lada Samara — это деколь в виде черной полосы, идущей вдоль ребра по борту автомобиля.

Под капотом установлена металлическая табличка с кодом краски — номер 310. Цвет называется «Валюта» и это металлик. В 1992 году нечасто можно было встретить «девятку» в металлике, а тем более такого цвета. Кстати, автомобиль до сих пор в родной краске.

Как только Никита купил машину, первым делом он поменял все жидкости, ремни генератора и ГРМ, фильтры и шланги, которые уже рассохлись от старости. В остальном машина была полностью в исправном состоянии.

Естественно, факт уникальности ВАЗика привел к желанию максимально изучить историю и все подробности про экспортные модификации. Никита принял решение: на такой машине зимой он передвигаться не будет, чтобы уберечь кузов от снега и реагентов.

Он даже поставил себе цель укомплектовать «девятку» всеми возможными дилерскими допами, которые могли бы на ней стоять. Так, со временем был найден и установлен нижний спойлер на крышку багажника Foha (австрийское предприятие Foha специализировалось на выпуске спойлеров, обвесов, центральных консолей и молдингов, позже объединилось с венгерским предприятием Ratipur) и дополнительный стоп сигнал Bosch. Разумеется, это лишь малая часть того, что хотелось бы поставить. Поиски не останавливаются.

Весной было решено прибавить машине современного стиля и сделать ее ниже. Установлены кастомные full-tap стойки с регулировкой высоты и жесткости. Чтобы сделать развал, а он составляет 8 градусов вкруг, спереди поставили кастомные опоры с регулировкой развала, что дало 6 градусов, и путем рассверливания ушка на стойке сделали уже 8 градусов.

Сзади осуществить задуманное оказалось проще. Удалось найти чертежи drop plates, которые переносят ступицу вверх и наклоняют ее. Никита скорректировал параметры и отдал токарю, через пару дней drop plates уже были готовы. Колесные диски WorldWheels шириной 8j Никита выбрал за красоту.

Для занижения машины также сделан лифт мотора и рычагов на 5 сантиметров путем использования кастомных креплений подушек мотора и сварочных работ. Лонжероны усилены.

При этом пришлось убрать штатный корпус воздушного фильтра и поставить нулевик, иначе бы не закрылся капот. Сам двигатель, КПП и тормоза остались без изменений. Мотор объемом 1,3 литра мощностью 63 л.с.

В салоне все в первозданном виде, кроме дверных карт. Поскольку родные серые вздулись в углах, пришлось искать другие на замену. Но именно серые в хорошем состоянии так и не удалось найти. Зато посчастливилось купить голубые. Позже, изучив информацию, которая о них есть, Никита выяснил, что голубые дверные карты — это элемент одного из самых редких салонов на ВАЗ-2108/2109.

Они шли вместе с сиденьями из серой ткани и голубого кожзама. В дальнейшем он планирует полностью переделать салон своей машины в голубую цветовую гамму. Спереди установить универсальные Recaro, а сзади диван от 2109 Baltic (финская модификация Lada), перешитые в голубой вельвет и кожу.

В теплое время года машина используется каждый день, причем как для передвижения по городу, так и для поездок на дачу. Тем не менее, пробег за три года составил всего 30 000 км. С середины осени и до середины весны «девятка» пережидает плохую погоду в гараже.