С развитой инфраструктурой шиномонтажных мастерских водители не всегда меняют покрышки в гаражах своими руками. Однако в случае необходимости им приходится браться за баллонный ключ. К примеру, в дальней дороге случаются проколы, и приходится лезть в багажник за запасным колесом. Тогда приходится доставать домкрат и самостоятельно откручивать болты, а после установки «запаски» вновь затягивать их на колесе. Тогда встает вопрос, а как это правильно делать, ведь излишние усилия на баллонном ключе столь же вредны, как и слабая затяжка.
Затяжка вручную
Правильное закрепление колеса на автомобиле предполагает соблюдение технологии затяжки болтов. Если водитель делает это своими силами, то операция делится на три части.
Сначала болты должны вставляться вручную и наживляться пальцами, чтобы при использовании ключа их не перекосило. Затем один болт закручивается с помощью баллонного ключа. Далее такую же операцию необходимо провести с другим болтом в противоположном отверстии. Он закручивается не полностью, а лишь прижимается к краям диска, чтобы оставить небольшой микронный зазор для подвижности. Таким образом, болты вкручиваются один за одним напротив друг друга.
Третий этап предполагает затяжку болтов динамометрическим ключом, который оборудован специальным прибором, измеряющим крутящий момент во время применения мускульной силы.
Для затяжки болта предписано создавать на головке болта момент в 110-115 Нм. Тогда он плотно затягивает диск и не может открутиться во время движения.
Ошибки при использовании баллонного ключа
Конечно, при замене колеса на обочине трудно найти динамометрический ключ с круглым прибором у основания, из-за чего водители нередко перетягивают крепления. Некоторые при закручивании даже прыгают на коротком баллонном ключе, максимально сильно затягивая болты. Это опасно, потому как перетяжка болтов может вызвать обрыв резьбы. Сначала образуются трещины, которые разрастаются под нагрузками. А затем при ударах на ямах колесо обрывает резьбу. Болт ослабевает и не может уже держаться в ступице. На ходу он вылетает, ослабляя крепление.
Кроме того, резьбу перетянутого болта можно сорвать во время демонтажа колеса. Чтобы открутить сильно затянутый болт, приходится вновь прыгать на баллонном ключе, стараясь весом своего тела провернуть головку. Другие же мастерят рычаг из трубы, которую надевают на рукоятку ключа. С помощью этого приспособления создается такой момент, который ломает резьбу.
Иногда при перетягивании колеса можно обломить и сам болт, частые затяжки до упора вытягивают ножку, и рано или поздно возникает эффект усталости металла.
Чтобы достать ее оттуда, придется постараться. Необходимо добраться до мастерской и высверлить шпильку дрелью. Дело это долгое и трудозатратное.
Поэтому лучше заранее потренироваться правильной затяжке болтов с помощью динамометрического ключа. После десятка затяжек водитель учится чувствовать усилие на рычаге и на болте. Автомобилист понимает, какая должна быть правильная длина рычага баллонного ключа, чтобы не сломать резьбу и не повредить болт. Тогда он сможет легко воспроизводить это усилие и без специального инструмента.
Затяжка гайковертом
При креплении колеса гайковертом тоже необходимо придерживаться правильной технологии. Болты сначала ввинчиваются на несколько витков, чтобы затем при использовании пневматического гайковерта не сорвать резьбу. После того как болты наживлены, применяется пневматический инструмент для их полного закручивания. И наконец финальная операция, предполагает затяжку крепежа вручную с помощью динамометрического ключа с усилием в 110-115 Нм.
Если мастера шиномонтажа не наживляют болты вручную, а вставляют их в гайковерт и пытаются сразу ввернуть до упора, то лучше попросить их не делать этого. Если болт немного перекашивается, то гайковерт рискует повредить резьбу.
Финальная затяжка гайковертом тоже недопустима. Пневматический инструмент не всегда создает правильный момент.
Ни в коем случае нельзя позволять намазывать болты маслом, чтобы они лучше входили в заржавевшие отверстия ступицы. Масло препятствует прочному закреплению и может привести к его высвобождению и даже выпадению на ходу. Тогда колесо рискует отвалиться, что оборачивается серьезной аварией.