Власти номинально увеличивают господдержку спроса на автомобили в 2021 году — в бюджете на нее заложено почти 15 млрд руб. против 12,5 млрд на этот год. Однако фактически в течение 2020 года благодаря дополнительным решениям правительства на льготные автокредиты и лизинг было выделено 33 млрд руб. Лизинговые компании надеются, что в 2021 году Белый дом будет действовать аналогично. В противном случае выделенных денег не хватит и на полгода работы программ.
Правительство собирается направить 14,9 млрд руб. в 2021 году на поддержку спроса на продукцию автопрома, следует из законопроекта о бюджете, который сейчас рассматривается в Госдуме. В частности, на льготное автокредитование в 2021 году направят 11,1 млрд руб. В рамках этой программы покупатель имеет право на скидку на авансовый платеж в размере 10% стоимости автомобиля (для Дальнего Востока — 25%).
Господдержка в 2020 году изначально должна была составить 12,5 млрд руб., в том числе 10,5 млрд руб. — льготный лизинг. При этом из этой суммы 5,5 млрд руб. приходилось на «долги» перед банками за реализацию программы в предыдущие годы, то есть ее реальный объем был вдвое меньше.
При этом в 2021 году проблема «долгов» будет не такой острой. В ВТБ «Ъ» пояснили, что в 2021 году не планируется субсидирование старых программ автокредитования из-за достижения планового срока погашения кредитов. В основном, по данным «Ъ», в рамках программы выдавались трехлетние кредиты. Но сокращение бюджета программы, напоминают в ВТБ, ведет к тому, что она будет действовать менее продолжительный период.
Вторая составляющая господдержки — льготный лизинг автомобилей. На него в бюджете на 2021 год заложено 3,8 млрд руб., тогда как год назад — 2 млрд руб. Но, как и в случае с автокредитованием, в течение 2020 года финансирование льготного лизинга значительно выросло — до 8 млрд руб. для финансового лизинга, к которым добавились еще 2,5 млрд руб. новой программы «Доступная аренда» (долгосрочная операционная аренда, ориентированная на парки такси и каршеринга).
Римма Иващук, руководитель отдела контроля и госрегулирования ГК «Альфа-Лизинг», подчеркивает важность программы, так как она влияет одновременно на автопроизводителей, предприятия и частный бизнес, заинтересованных в обновлении автопарков. Гендиректор ГК «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер выразил надежду, что объемы госпрограмм в 2021 году не снизятся «так драматически»: «Как показал опыт 2020 года, правительство оперативно реагирует на высокий интерес рынка к льготному лизингу и увеличило объем финансирования программ в середине года, когда первоначально выделенные средства были израсходованы». «Выделение 3,8 млрд бюджетных ассигнований для реализации льготного лизинга в 2021 году — хорошая стартовая сумма, исходя из того что 2020 год начинался с 2 млрд руб., — говорит гендиректор группы “Газпромбанк Лизинг” Максим Агаджанов. — Мы думаем, что этим поддержка Минпромторга в будущем году не ограничится и дополнительный бюджет будет рассмотрен». В лизинговой компании «Европлан» обращают внимание, что бюджет на льготный лизинг машин на этот год был исчерпан уже в сентябре. В 2021 году, если финансирование не будет увеличено, это может произойти еще раньше.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что программы поддержки спроса традиционно ориентированы на бюджетный сегмент, который наиболее подвержен негативному влиянию кризиса. При этом прогнозировать ситуацию на рынке в начале следующего года сложно. Пока в ценах на машины еще не полностью учтено ослабление рубля: по мере повышения цен потребители будут стараться успеть купить автомобиль, что поддержит спрос на какое-то время, полагает эксперт.
Ольга Никитина