Можно ли ездить на самокате по проезжей части

Моноколеса, электросамокаты и другие гаджеты на колесах встречаются на наших улицах все чаще. Регулирует ли законодательство их передвижение по дорогам? Авто Mail.ru рассказывает о самых важных правилах
Алексей Лучников

За последние годы структура трафика, особенно в крупных городах, заметно изменилась. Каршеринг, такси, общественный транспорт — все это появилось и развивается достаточно динамично. Еще один признак пересмотра взглядов на современную мобильность — всевозможные гаджеты на колесах.

Самокаты, моноколеса, электробайки медленно, но верно отвоевывают себе пространство. Они недороги, легки, компактны, но при этом умеют быстро ездить, не требуя от владельца каких-либо специальных умений и физической подготовки. По мере того, как пользование личным автомобилем в городе становится все большей роскошью, за устойчивость тренда на распространение индивидуального электротранспорта в ближайшие годы можно не беспокоиться. Это, к слову, неплохо, ведь позволит разгрузить дороги и сделает их безопаснее.

Другая сторона медали — травматизм с участием этой новой и пока даже не получившей собственного правового статуса категории участников дорожного движения. Только на улично-дорожной сети за последние 2,5 года произошло 140 аварий с участием людей на индивидуальных средствах передвижения. В них погибли 4 человека и 130 получили ранения. Не забываем, что несчастные случаи в парках и дворах в официальную статистику ГИБДД не попадают, а потому остаются без учета. Пока эти цифры не выглядят устрашающими, но для того, чтобы проблем не было в будущем, побеспокоиться надо уже сейчас. Пока же к появлению гаджетов на колесах не готова ни городская инфраструктура, ни другие участники движения. Как выжить в этих условиях самому и не создать проблем другим?

Источник: depositphotos.com

Пешеход или нет?

Совет тем, кто предпочитает перемещаться по городу по старинке — на своих двоих, машине или общественном транспорте, предельно прост: опасайтесь людей на электрогаджетах. В силу своих конструктивных особенностей — малого размера и количества колес, необходимости человеку при движении стоять, а также отсутствия у многих пользователей достаточного опыта езды, довольно высока вероятность потерять управление со всеми вытекающими отсюда как для самого наездника, так и окружающих последствиями. А если это электросамокат, который после несложного апгрейда умеет разгоняться до 80 км/ч, вопрос без преувеличения встает о жизни и смерти.

Итак, с точки зрения ГИБДД, люди на электрогаджетах, с какой бы скоростью они ни ехали, это пешеходы. Исключения составляют двух- и трехколесные электробайки с мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки более 250 Вт. По Правилам дорожного движения они считаются мопедами, а значит, для управления ими нужно водительское удостоверение, как минимум, категории «М». Им не только можно, но и нужно ездить по проезжей части дорог, соблюдать требования знаков, светофоров и ряд других ограничений, о которых можно почитать в ПДД (раздел 24). Садиться за руль пьяным, как вы понимаете, тоже нельзя — на 1,5-2 года лишат прав, причем не только категории «М», а до кучи и всех остальных имеющихся. Ну и про 30-тысячный штраф, который прилагается к лишению, не надо забывать.

Остальные пользователи современных средств передвижения должны вести себя как пешеходы, соблюдая все относящиеся к ним правила. Их среда обитания — тротуары и пешеходные дорожки. Переходить или, если хотите, переезжать дорогу надо по «зебре» или подземным и надземным переходам.

Да, двигаться по тротуару не всегда удобно, ведь приходится преодолевать многочисленные пересечения с примыкающими дорогами, въездами во дворы. Качество пешеходной инфраструктуры порой тоже оставляет желать лучшего. Использовать основное преимущество электротранспорта — ехать быстро — не получается. Тем не менее, это единственный шанс сохранить жизнь и здоровье.

8

Удержать равновесие, передвигаясь на малюсеньких колесиках по проезжей части с ее дефектами, термопластиковой разметкой, люками колодцев и решетками ливневки, очень непросто. Прибавьте к этому низкую заметность в транспортном потоке и отсутствие какой бы то ни было защиты, а затем делайте выводы.

Добро пожаловать на тротуар

Но и здесь есть свои нюансы. Быстро ехать нельзя, хотя ограничений скорости для безлошадных не предусмотрено. Собьете пешехода, и он получит вред здоровью — будете отвечать рублем, причем немалым. Хорошо, если все ограничится только лекарствами. А если он потеряет трудоспособность и на иждивении у него дети или пожилые родители, обеспечение всем им достойной жизни ляжет на ваши плечи. Таков закон!

Пересекаете на электрогаджете проезжую часть — не забывайте про правила движения. Ну и о здравом смысле! Ваше главное отличие от обычного пешехода — возможность двигаться с более высокой скоростью Зачастую настолько высокой, что подъезжающий к «зебре» водитель может быть просто не в состоянии спрогнозировать ваше внезапное появление у него на пути. Не забывайте, что для пешеходов-нарушителей в Административном кодексе даже есть своя статья, по которой могут предупредить или оштрафовать на 500 рублей. Но главное тут совсем другое: пусть даже по ПДД вы будете трижды правы (хотя не факт, учитывая, что приоритет пешехода на переходе не безусловный), здоровье, а то и жизнь вам никто не вернет.