«Как часто вы внимательно перепроверяете номера такси из приложения, перед тем как сесть в машину?» — такой вопрос задал московский департамент транспорта в своем Telegram-канале. По данным ведомства, с 4 июня по 30 июля из 586 заказов такси различных операторов 47 раз на вызов приезжал совершенно другой автомобиль, не указанный в приложении. Почему так происходит, разбирались «Известия».
«У таких машин часто нет разрешения на осуществление деятельности такси. Номер может отличаться на одну цифру или букву, но оператор уже не несет никакой ответственности, если с пассажиром в дороге что-то произойдет. А в случае ДТП практически невозможно возместить ущерб, так как у нелегального автомобиля нет специальной страховки», — рассказали в дептрансе.
Анонимный источник, более 10 лет проработавший в сфере такси, рассказал «Известиям», что большинство агрегаторов отключают машину от сервиса в течение 2-4 недель. То есть машина, уже лишенная разрешения, всё еще может выполнять заказы. Вносят в базу таксистов и поддельные документы. По словам источника, так полтора года назад работали около 30% таксистов, особенно в подмосковных городах.
Для проверок нет базы
Стать водителем такси довольно просто. Достаточно подключиться к тому или иному таксопарку — предложений в интернете достаточно. Личного присутствия не нужно, достаточно отправить скан паспорта. О проверке наличия судимостей или штрафов за нарушения ПДД у водителя и речи быть не может — «нет доступа к соответствующим базам», говорят таксомоторные компании.
«Сейчас мы ведем переговоры с ГИБДД об организации автоматизированной проверки водительских прав таксистов и пользователей каршеринга», — пояснили в «Яндекс. Такси».
На сайте ГИБДД проверить водительское удостоверение таксиста можно, но это делается исключительно вручную, то есть для проверки большого массива данных необходимы сотни сотрудников и многие часы работы.
В результате, по данным ГИБДД, в 2017 году рост аварийности с участием автомобилей такси с причинением ранений пассажирам в Москве составил 30%. В 2020-м эта цифра выросла до 80%.
«Пострадавший бегает по кругу»
Шофер «Яндекс. Такси», с которым попала в ДТП правозащитница и эксперт ООПН «Безопасная столица» Елена Гращенкова, устроился работать в компанию «Везет», находясь под следствием за перевозку наркотиков.
Три года Гращенкова судилась с компанией и в 2019 году выиграла дело.
Как писали тогда СМИ, решение могло изменить весь рынок таксомоторных перевозок. Кроме того, процесс пролил свет на многие теневые стороны таксомоторного бизнеса.
«Сейчас перевозчикам всё равно, кто будет вести машину: им главное отбить аренду. Первое юридическое лицо — агрегатор. Он завлекает пассажира в приложение. Кому они продают клиентов? Второму юридическому лицу — ООО, которое сдает машину в аренду. Эти авто брендированы, с разрешениями и шашками. За 1500-2000 рублей в сутки. Третье юрлицо — так называемая “подключашка”. Его задача — обналичить деньги и передать наличные водителю. Пассажир садится в машину, платит агрегатору. Он берет свои 25%. Остальные деньги ушли “подключашке”, которая тоже забирает свой процент (3-4%) за продажу информационных услуг — такой тип бизнеса у них и у агрегатора. “Подключашки” все зарегистрированы где-то на домашних адресах, получается, занимаются обналом, в стране их сотни тысяч», — поделилась Елена своими выводами с «Известиями».
«Если что-то случается — водитель нападает на пассажира — пострадавший обращается к агрегатору. Агрегатор посылает пассажира к “подключашке”, а она присутствует только в электронном виде, отправляет пассажира в таксопарк, зарегистрированный в каком-нибудь дворе в дальнем регионе. И дальше пострадавший бегает по кругу», — рассказала Гращенкова.
Что делают агрегаторы
Количество подложных автомобилей крайне мало, рассказали в пресс-службе «Ситимобил», подчеркнув, что такие случаи наблюдаются у всех агрегаторов.
«В ходе контрольных мероприятий было выявлено несколько транспортных средств с подложными номерами, которые были подключены к нашему сервису. Сейчас мы занимаемся расследованием инцидентов и дальнейшей наладкой механизма выявления таких ТС и недобросовестных водителей. Мы ужесточаем контроль за внешним обликом ТС и его соответствием всем необходимым требованиям», — заявили «Известиям» в пресс-службе «Ситимобил». В компании особо отметили, что безопасность пассажиров и водителей всегда на первом месте и «Ситимобил» находится «в режиме открытого диалога» с дептрансом.
Такси урегулируют законом
Навести порядок в сфере такси призван законопроект, внесенный в Госдуму председателем комитета по транспорту и строительству Евгением Москвичевым. Предлагается ввести запрет на передачу таксопарками автомобилей с разрешением третьим лицам. Нанимать водителей придется по Трудовому кодексу.
«Никаких самозанятых: самозанятый не может отвечать. Отвечать должно юрлицо. Что касается агрегаторов, там будет прописано, что агрегатор не освобождается от ответственности», — рассказал «Известиям» председатель координационного совета профсоюза таксистов, член Общественного совета Минтранса России Андрей Попков. Сейчас законопроекту предстоит второе чтение в Госдуме, намеченное на сентябрь.
P.S. Если вам надо покупать полис ОСАГО, то совсем не обязательно ехать в страховую компанию, стоять в очереди и общаться с менеджерами. Опыт показывает, что проще (и даже дешевле!) купить электронный полис. К тому же, сейчас есть специальные сервисы, которые позволяют сравнивать цены у всех крупных страховщиков и искать самый дешевый вариант. Иногда можно сэкономить тысячу рублей! Или даже полторы.