20 октября
Datsun on-DO 1.6 MT 82hp
Купил пятилетний авто с пробегом 69 000 км. Пока не подводил. Поездки на дачу и по трассе удовлетворяют. Управляемость хорошая. Проходимость тоже,...
4.5
21 октября
УАЗ Patriot 2.7 MT
Взял Патриота 2015 года, потому что захотел хорошую и надежную машину. Уже три года на нем катаюсь. Ни одного замечания нет. К официальному дилеру...
5
Все отзывы
25 августа 2020 10:05, Статьи, Технологии

Мифы о вариаторах – опасаться или можно ездить?

Многие не доверяют бесступенчатым коробкам, считая их ненадёжными и неудобными в использовании. Правы ли они?

Вариатор продолжает своё вторжение на российский рынок — только за последнюю пару лет его начали ставить на кроссоверы Renault Arkana, Lada XRay, Kia Seltos. Появился он даже у семейства Lada Vesta, где занял место роботизированной коробки и сразу увеличил долю «автоматических» модификаций «Весты». Разбираемся, почему выбор сделан в его пользу.

С чего всё началось?

Эксперименты с подобными трансмиссиями начались давным-давно, но первой массовой серийной моделью стала голландская малолитражка DAF 600 — она дебютировала в 1959 году и за несколько лет разошлась приличным тиражом. Но добрых слов Variomatic не заслужила — машина была медленной, а трансмиссия оказалась и слишком непривычной для водителей тех лет, и слишком громоздкой.

Потом эту тему подхватили шведы из Volvo, а по мере того, как вариаторы становились компактнее, их получали и небольшие автомобили — например, такие трансмиссии обрели популярность в Японии. Пробовали свои силы и немцы — Audi ставила на некоторые модели вариатор Multitronic, но впоследствии отказалась от него.

А японцы не бросили бесступенчатые коробки — их используют Nissan, Mitsubishi, Subaru, Toyota и даже Infiniti в случае с новым поколением кроссовера QX50. Причём им, похоже, удалось победить один из главных недостатков вариаторов — невозможность передачи большого крутящего момента. Турбомоторы Infiniti и Subaru выдают по 350 Нм — а вариатор Lineartronic ставят даже на седан... WRX!

Зачем вообще вариатор?

Главное преимущество бесступенчатых коробок — гибкое изменяемое передаточное отношение. Это позволяет оптимально использовать возможности двигателя, а попутно и делает езду плавной, потому что не нужно переключать передачи. В теории автомобили с вариаторами должны быть и более экономичными.

Но производители используют их не только поэтому — сейчас вариаторы стали достаточно компактными и лёгкими, а массовые объёмы выпуска делают их дешевле. Так что есть и экономическая составляющая.

Но он же ненадёжный и не ремонтируется!

Пожалуй, на фоне традиционных автоматов вариатор и правда не может похвастать выдающимися показателями надёжности, но с каждым поколением в конструкцию вносят серьёзные изменения. Дело даже не в том, что резиновый ремень давно заменили металлическим (или даже цепью). Сейчас на многих моделях есть гидротрансформатор, который смягчает рывки в первые секунды старта — а именно это губительно для шкивов, на них могут появляться задиры.

Ставятся и радиаторы охлаждения, чтобы вариатор не «сдался» при перегреве. Так что по факту продлить жизнь коробки очень легко — не злоупотреблять резкими стартами, не сходить с ума на бездорожье, не двигаться с долговременной пробуксовкой и менять трансмиссионное масло хотя бы раз в 60-90 тысяч километров (что бы ни писали автопроизводители, хуже от этого точно не будет). И это касается любой автоматической коробки.

«Мотор орёт, едешь, как на троллейбусе»

Многим не нравятся вариаторы за непривычность управления — при интенсивных разгонах двигатель надолго зависает на высоких оборотах, что, конечно, сказывается на акустическом комфорте, а заодно поселяет в голове мысли, что мотору от этого не слишком хорошо.

Но все современные вариаторы уже умеют имитировать переключения при разгонах, а некоторые из них работают так, что даже опытные водители не могут поверить, что едут не на машине с классическим автоматом. К тому же, в городе управлять таким автомобилем — сплошное удовольствие: нет никаких рывков, всё плавно и линейно. Похвалили мы за это и Infiniti QX50 в недавнем тесте, нравятся нам вариаторы на Subaru Forester и Toyota RAV4. И даже Lada Vesta только выиграла от установки бесступенчатой коробки.

И как берут?

Доля машин с автоматическими коробками у нас неуклонно растёт, а в списке 25 самых популярных моделей находится сразу 7, на которые ставятся вариаторы: Lada Vesta, Toyota RAV4, Renault Logan, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Lada XRay и Renault Kaptur. Плюс уже упомянутые ранее новинки — Renault Arkana и Kia Seltos.

А чем больше машин с вариаторами, тем проще потом покупателям, выбирающим подержанные автомобили, да и сервисные станции, специализирующиеся на ремонте автоматических коробок, изучили самые популярные вариаторы вдоль и поперёк. Поэтому бояться не надо. Если вы не гоняете со светофоров, а предпочитаете плавную езду, то бесступенчатые трансмиссии подойдут идеально.

Комментарии
81
Федор Брагин
Вариатор это очень гуд, если только это субаровский вариатор. Остальные, к сожалению, пока не научились делать эти коробки так успешно. Вот и субари попадают под раздачу, когда кто-то хейтит вариаторную КП. Не надо так, не все йогурты...(с). А субаровский лайнетроник - это весьма серьезная штука. И надежная, кстати..
СсылкаПожаловаться
Wolf
Уважаемые, МКП - и всё тут___Качественная МКП ! ( если речь идет действительно об автомобилях и автомобилистах в полном смысле этого ...
СсылкаПожаловаться
Man_ger
Признаю только классический гидроавтомат. МКПП да, надежная, но в городе в пробках ездить на механке категорически нет, уж извините... Вариатор никогда не возьму, это факт!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас