Узи Ниссан — выходец из Израиля, который открыл собственный бизнес в США в начале 80-х. Сперва он работал в автомастерской, затем открыл свою собственную (Nissan Foreign Car) и продавал запчасти (Nissan International), а затем занялся розничной торговлей в фирме Nissan Computer. Для нее он зарегистрировал доменное имя и запустил сайт nissan.com в 1994 году. В следующие несколько лет он потерял несколько миллионов долларов в суде с одноименным автопроизводителем.
Когда Узи открывал свои первые магазины, Nissan Motor Company импортировала автомобили в США под названием Datsun. Японская компания к середине восьмидесятых решила избавиться от этого имени и продавать модели под маркой Nissan — существовал даже брендинг Datsun by Nissan (по слухам, его внедрение обошлось компании в три десятка миллионов долларов).
Также важно отметить, что имя Ниссан и название Nissan — это не более, чем совпадение в языках. Слово «ниссан» на иврите и арабском языке обозначает название одного из месяцев года и довольно распространено в качестве личных имен и фамилий. А название марки — это сокращение от Nihon Sangyo (что означает «японская промышленность»). Так компания называлась после основания в 30-х годах прошлого века.
Жизнь Ниссана кардинально изменилась в октябре 1999 года, когда из североамериканского офиса Nissan к нему обратились с просьбой обсудить использование домена nissan.com.
Nissan против Ниссана
Авторы сайта Japolnik, которые брали интервью у Ниссана, описали его как харизматичного, принципиального и упорного человека. Для Узи тот сайт был не просто сайтом, а отражением дела всей жизни, которое он строил с нуля и не собирался отдавать просто так.
Представители японской компании предлагали Ниссану некую сумму, чтобы выкупить домен, но он отказался. И в подтверждение своих слов назвал сумму в 15 миллионов долларов — только за такие деньги он был готов рассмотреть возможность продажи.
В 2002 году первая победа осталась за Ниссаном по вопросу киберсквоттинга — достаточно распространенная практика в современном мире, которая на заре интернета была совершенно новой угрозой для бизнеса или отдельного человека. Это регистрация доменных имен, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования.
К тому времени Ниссан уже десять лет пользовался сайтом для своего бизнеса, поэтому суд отклонил претензии Nissan Motor. Но также потребовал убрать с сайта всю рекламу о продаже автомобилей и запретил оставлять на нем негативные высказывания в сторону японской компании. Позже Узи в суде удалось отклонить запросы Nissan о взятии под контроль его домена, также Ниссану удовлетворили апелляцию о «размывании торговой марки».
Судебная тяжба длилась уже почти пять лет, но в Nissan не сдавались и пытались довести дело до Верховного суда США. Каждый раз, когда Узи выигрывал часть дела, другая его часть оставалась открытой. А у Nissan были дорогостоящие адвокаты и все ресурсы, чтобы продолжать ходить по судам и дальше.
В суде трижды советовали сторонам встретиться и урегулировать конфликт. С каждым разом денежное предложение от Nissan увеличивалось, но Узи отказывал — ему предстояло выплатить судебные издержки и разобраться с личными расходами, которые ушли на процесс.
Узи рассказывал, что в Nissan намеренно хотели сделать судебный процесс показательным и как можно более дорогим для него самого. Компания потратила много миллионов долларов на адвокатов, хотя еще в 1999 году могла отдать Узи 15 миллионов за домен и не ввязываться в тяжбу.
Выиграл, но проиграл
В конце концов в Nissan решили не требовать с Ниссана 10 миллионов долларов. По словам Узи, в компании понимали, что проиграют в суде присяжных. И все же попытки забрать себе домен nissan.com не заканчивались.
Окончательное решение суд вынес в 2007 году — спустя восемь лет после начала тяжбы. Суд отклонил обвинения Nissan Motor в нарушении Ниссаном прав на торговую марку. И признал, что в этом деле у компании нет исключительных прав ни на что.
Что касается «размывания торговой марки», суд обнаружил, что в Nissan знали о существовании сайта Узи с 1995 года. Однако автопроизводитель осознал важность интернета лишь четыре года спустя.
«Вопрос не в том, могут ли крупные игроки проиграть. А в том, что будет с вами, когда вас засудят. Я не выиграл дело. Nissan Motor его проиграл. Я не выиграл ничего. У меня есть только доменное имя. По сути, я тоже проиграл», — говорил Ниссан. Он отметил, что процесс занимал у него 99,9% времени, которое он мог бы потратить на свой бизнес. А судебные разбирательства проходили каждую неделю.
«Все, что они хотели получить у меня, они так и не получили. Здесь уже не стоял вопрос о том, смогу ли я добиться своего. Вопрос был в том, через что придется пройти, и сколько предстоит потерять до конца дела. Компании могут подать на вас в суд, не смотря ни на что. Что такое для Nissan 10 миллионов долларов? Ничего. Это капля в море. Они могут себе это позволить. А что они могут сделать с таким маленьким человеком, как я? Разрушить его жизнь».
По данным судебных протоколов, тогда на сайт nissan.com заходили около 500 тысяч человек ежемесячно. И заходили до недавнего времени — по каким-то причинам сейчас сайт не доступен.
История Ниссана изучается во многих юридических университетах и приводится как пример того, что большой корпорации можно дать отпор.
В середине июля этого года Nissan представила новую модель — электрический купе-кроссовер Ariya. Машину показали в ходе онлайн-презентации, причем в ходе трансляции мероприятия представители Nissan неоднократно отмечали, что новинка «открывает новую главу в развитии электромобилей бренда».
Что же инновационного в Ariya и чем эта машина способна заинтересовать людей, для которых характеристики автомобиля важнее инноваций? Подробно рассказываем про электрокар в этом материале.