Страховщики предупредили водителей о необходимости сообщить им о прохождении техосмотра после пандемии. Речь идет об автомобилистах, оформивших ОСАГО без техосмотра. Такая льгота действует до конца сентября. Но потом процедуру надо пройти и поставить страховую в известность. Если забыть — виновнику ДТП придется покрывать ущерб из своего кармана. «Известия» выясняли, как же правильно сообщить о пройденном техосмотре.
Страховщики предупредили о рисках для автомобилистов, которые отложили прохождение техосмотра (ТО) из-за пандемии коронавируса, но при этом смогли оформить полис ОСАГО. В случае, если после прохождения обязательного ТО водители забудут предупредить об этом свою страховую, к ним могут применить регрессное требование. То есть в случае ДТП виновнику придется возмещать страховой стоимость ремонта автомобиля потерпевшей стороны. Об этом «Известиям» рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА), это подтвердили и в нескольких страховых компаниях.
ОСАГО без ТО можно оформлять до конца сентября: что потом
Согласно законодательству, страховщики не оформляют полисы ОСАГО для автомобилей старше трех лет без прохождения ТО. Однако из-за пандемии коронавируса власти сделали исключение и внесли поправки в закон об ОСАГО. Изменение позволило временно «отрывать» оформление диагностической карты от полиса «автогражданки»: с 1 марта по 30 сентября 2020 года автомобилисты имеют право покупать страховку без диагностической карты.
Как пояснили «Известиям» в РСА, после окончания ограничительного срока владелец автомобиля обязан пройти очередной техосмотр и представить в страховую компанию подтверждение о его прохождении. Сделать это надо в обязательном порядке, чтобы избежать проблем из-за разночтений разных норм законодательства.
«В соответствии со ст. 6 закона No 161 от 25 мая 2020 года, в случае если по истечении одного месяца со дня отмены ограничительных мер по договору ОСАГО, заключенному без прохождения технического осмотра, произошел страховой случай и страхователем страховщику не представлены диагностическая карта либо свидетельство о прохождении ТО, к страховщику переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред», — объяснил заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
Надо проинформировать страховщика: как именно — непонятно
При этом в законе, по словам Ефремова, «не указан способ подтверждения прохождения технического осмотра». То есть нет никакой информации о том, как именно водителю следует представить диагностическую карту либо свидетельство о техосмотре в свою страховую компанию. «Что может считаться свидетельством, достаточно ли наличия записи в системе ЕАИСТО о техосмотре или нет — непонятно», — недоумевает Ефремов.
При этом страховщик имеет техническую возможность проверить данную информацию в автоматическом режиме путем запроса в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО). Будет ли эта возможность считаться достаточным способом информирования страховых компаний, в РСА тоже до конца не уверены.
«В соответствии с действующим порядком прохождения ТО, вся информация от оператора ТО попадает в ЕАИСТО, в соответствии с постановлением правительства No 567, страховщик может получать информацию о техническом осмотре в автоматическом режиме по системе межведомственного взаимодействия», — подтвердил Ефремов, но именно по причине неопределенности посоветовал перестраховаться.
«Неопределенность может порождать различные толкования формы подтверждения, чтобы избежать возможных недоразумений, страхователю рекомендуется связаться со страховщиком и получить информацию о способе предоставления информации страховщику о прохождении технического осмотра», — резюмировал Ефремов.
Страховщики: без информирования применим регресс
В «Росгосстрахе» подтвердили, что ко всем не известившим страховую компанию о прохождении ТО после пандемии автомобилистам применят санкции — право регресса. Как именно извещать, в компании опять-таки не уточнили.
«Отказ в выплате по ОСАГО в связи с отсутствием диагностической карты не предусмотрен законодательством. Вместе с тем, если в регионе использования транспортного средства сняты ограничительные меры в связи с распространением коронавирусной инфекции, владелец ТС обязан представить страховщику действующую диагностическую карту. Если автовладелец этого не сделал и стал виновником ДТП, то страховщик имеет право предъявить к нему регрессное требование», — заявил «Известиям» руководитель отдела методологии по ОСАГО, ОСГОП, «Зеленой карте» Блока андеррайтинга ПАО СК «Росгосстрах» Егор Светлов.
«Страховщики не обязаны стимулировать автомобилистов проходить ТО по мере снятия ограничений. Отсутствие диагностической карты на момент ДТП больше должно волновать владельцев транспортного средства — так как именно на виновников аварии без действующей диагностической карты может быть возложено бремя возмещения ущерба», — отметил Светлов.
В свою очередь директор департамента андеррайтинга обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров также подтвердил, что до 30 сентября страховые компании не имеют права накладывать какие-то санкции на автовладельцев без техосмотра.
«Автовладельцы после снятия ограничительных мер в регионе проживания должны в течение одного месяца со дня их отмены пройти техосмотр и предоставить необходимый документ в страховую компанию. Строго до 30 сентября. После этой даты в случае ДТП страховая компания вправе предъявлять регрессные требования к виновнику ДТП, если он не прошел техосмотр и не предоставил документ СК в указанные сроки», — предупредил о санкциях Макаров.
Странный повод не платить: водителям придется разбираться самим
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАК) Антон Шапарин назвал сложившуюся ситуацию странной. Он уверен, что требование извещать страховую о прохождении ТО после пандемии ничем не обосновано. С этим согласен и юрист Илья Афанасьев, при этом, чтобы избежать возможных проблем, он, как и эксперты РСА, советует каждому водителю, который воспользовался льготой, все-таки связаться со своей страховой и выяснить подробности. При этом Афанасьев назвал «вопиющим фактом» возможность отказа автомобилистам в выплате только потому, что они не напомнили страховой о том, что законопослушно прошли процедуру ТО.