Запиликал зуммер, заморгал дисплей на приборном щитке, но уже через пару секунд синий лифтбэк вкопался шинами Pirelli Cinturato P1 в асфальт Дмитровского шоссе. Я чуть отвлёкся от управления, а впереди резко остановились машины, но в ситуацию вмешалась система автоторможения — она теперь есть в «Рапиде». Редкость в этом классе! Раньше ей оснащались седаны и хэтчбеки Ford Fiesta, но они давно покинули российский рынок.
Диоды, крыша, зеркала
А Rapid себя чувствует прекрасно — в прошлом году он с приличным отрывом стал самой популярной «Шкодой» в нашей стране. Поэтому дизайнеры действовали по принципу «не навреди» и просто привели машину в соответствие с новым фирменным стилем — фары, решётка радиатора и бумеранги задних фонарей теперь напоминают о моделях Scala и Octavia. Ничего общего с прежним скучным «Рапидом»!
Кстати, оптика теперь может быть полностью светодиодной, причём в фарах есть выключающиеся секции, а дальним светом управляет автоматика. Этакое подобие матричных фар, причём доплату за них просят довольно скромную — 45 800 рублей для комплектации Ambition, а в Style они уже включены.
Как и раньше, можно заказать пакет Black Edition — тогда в чёрный цвет будут окрашены боковые зеркала, крыша, «лезвие» заднего спойлера и колёса. В салоне при этом появятся спортивные кресла с интегрированными подголовниками. Их можно заказать отдельно — и, поверьте, они стоят каждого рубля из тех 19 800, что нужно за них доплатить!
Сколько вешать спиц?
Всё потому, что базовые кресла остались прежними (если не считать новой обивки) — с широко расставленными валиками боковой поддержки, ступенчатой регулировкой угла наклона спинки и профилем с «проваленной» поясницей. Сидеть можно, но устроиться удобно — та ещё задача. Хорошо, что у руля хватает диапазона по вылету.
Сам руль — новый, с хромированными барабанчиками выбора треков и регулировки громкости, но отличительная черта в другом — у него две спицы! Сделано это исключительно в угоду дизайну, а ностальгирующие товарищи смогут доплатить за более привычный трёхспицевый. У обоих вариантов теперь есть подогрев (раньше для «Рапида» он не предлагался).
Ещё одна новинка — мультимедийный комплекс Bolero с 8-дюймовым экраном и подключением смартфона по SmartLink. Работает он шустро и хорошо, что оставили «крутилку» громкости. Обновилась камера заднего вида с омывателем — изображение стало лучше, но динамических линий разметки не появилось. Есть бесключевой доступ.
Теперь не нужно выбирать, заказать ли назад подогрев или USB-розетки для зарядки мобильных устройств — можно получить и то, и другое. Плюс два USB-гнезда спереди. Одна беда — все они формата Type-C. Придётся покупать переходники.
И, конечно, какая Skoda может обойтись без фирменных «штучек» Simply Clever! Скребок для льда с измерителем остаточной высоты протектора и держатель для талонов на лобовом стекле входят в базовое оснащение, можно дозаказать ведёрко для мусора, отсек для зонта под пассажирским креслом. А фирменный каталог аксессуаров предлагает много вариантов для крепления груза в багажнике и даже ремень безопасности для собак.
Технический застой
Помимо системы автоматического торможения, в Rapid появился электронный помощник, самостоятельно замедляющий машину в случае ДТП (если водителю станет плохо после первого контакта, это позволит снизить риски последующих столкновений). Но в остальном по технике — никаких изменений. То есть, вообще никаких!
Под капотом может быть любой из уже знакомых силовых агрегатов. Двигатели семейства ЕА211 с ременным приводом и интегрированным в ГБЦ выпускным коллектором производятся в России — базовый атмосферный 1.6 (90 л.с.) сочетается только с пятиступенчатой механикой, для его 110-сильной версии доступен шестиступенчатый автомат. А 125-сильный турбомотор 1.4 комплектуется только семиступенчатым роботом DSG.
Впрочем, доля мощных «Рапидов» за прошлый год составила всего 6%, поэтому на тест привезли самую популярную версию — со 110-сильным 1.6 и автоматом. С места он срывается бодро, но потом скисает — даже по паспорту до сотни такой лифтбэк разгоняется за 11,8 секунды, уступая недавно протестированным нами седанам Hyundai Solaris и Lada Vesta.
Есть и другая помеха активной езде — автомат не спешит переходить на пониженные при резких разгонах. Можно выбрать спортрежим — тогда коробка держит более подходящую ступень, появляется приятная связь с педалью газа, но готовьтесь к неприятным рывкам при переходах «вниз». Всё это в полной мере есть и у армии каршеринговых «Рапидов» и «Поло». Может, что-то реально исправить банальной заменой «софта»?
Хорошо, что двигатель не напрягает истошными воплями при интенсивных разгонах (привет «Весте»), да и в целом шумоизоляция в «Рапиде» сбалансирована, нет каких-то доминирующих источников дискомфорта. Есть только ощущение, что шины Pirelli оказались немного тише прежних.
Новые наборы электроники сделали Rapid тяжелее на 20-35 кг (в зависимости от версии), но на характере управляемости это никак не сказалось — Rapid не подкидывает никаких неприятных сюрпризов, просто начинает выскальзывать наружу передней осью, если обнаглеть и «ввалить» в хорошо известный поворот. Главное, чтобы асфальт был ровным, потому что Skoda по-прежнему не любит острые стыки и трещины, соскакивая на них с траектории. И не вздумайте штурмовать нормальным ходом «лежачие полицейские» — знатно получите по пятой точке!
Насколько подорожал Rapid?
А вот тут — сюрприз! Обновлённый Rapid в прайс-листе даже дешевле прежнего — 792 тысячи против 829. Впрочем, комплектация Entry лишена кондиционера, поэтому лучше сравнивать машины в версии Active — такие стоят от 804 тысяч (с 90-сильным мотором и механикой). Причём базовое оснащение весьма неплохое — светодиодные фары и фонари, фронтальные подушки безопасности, система ESC, а за доплату 25 800 рублей прибавляются обогреваемые форсунки омывателя, подогрев передних сидений, круиз-контроль, задние электростеклоподъёмники и электропривод зеркал.
Rapid с автоматом — это минимум 908 тысяч рублей (на 13 тысяч дешевле «Соляриса» с мотором 1.6), а тестовые лифтбэки в комплектации Style и с дополнительными пакетами опций приближаются к 1,2 миллиона. «Рапиды» с турбомотором и роботом доступны минимум в исполнении Ambition и стоят от 1 024 000 рублей.
Кстати, это всего на 56 тысяч дороже, чем аналогичный Rapid со 110-сильным атмосферником. Разумная доплата за классный двигатель! Тем более, робот DSG по плавности работы в пробках легко поспорит с задумчивым, но дёрганым автоматом. Хороший вариант, если хочется быть не только «крепким хозяйственником», радуясь огромному багажнику и просторному салону, но и побаловать себя нормальной динамикой разгона — такой Rapid действительно оправдывает своё название 9,2 секундами до сотни. А в прошлом году мы даже выкатывали турбо-Rapid на гоночный трек!
Ну а если вы решитесь на покупку обновленного Rapid, то, наверняка, задумаетесь и над покупкой полиса каско для этой модели (а если брать кредит, то страховка будет обязательна). И здесь помните — не нужно покупать каско прямо в автосалоне! Ведь сейчас есть удобные сервисы, которые помогают сравнивать цены на страховки у различных компаний и искать самый оптимальный вариант. В некоторых случаях на каско для бюджетной машины можно сэкономить по 20-30 тысяч рублей!