Мы проверили на себе и делимся пошаговой инструкцией.
Проблема оформления ДТП в России возникла с начала 90х годов — как только автомобилизация населения приняла массовый характер. В самых неблагоприятных случаях (особенно в «День жестянщика» и другие тяжелые дни, с большим количеством происшествий и значительными пробками) экипажа ДПС можно было ждать по 5-6 часов.
Постепенно законодательство по этому вопросу становилось более гуманным:
- сначала появились аварийные комиссары,
- потом — европротоколы и упрощенная процедура урегулирования споров,
- затем увеличили лимиты по такому урегулированию,
- после, в качестве эксперимента, ввели электронное оформление аварий в пяти регионах,
- с ноября 2020 года, оформить ДТП в несколько касаний экрана смартфона есть возможность у автовладельцев по всей России. Действительно, супер!
Пошаговая инструкция, как оформить европротокол онлайн:
Итак, вы попали в ДТП — что делать после того, как приняты все необходимые меры предосторожности, все участники находятся в безопасности и согласны с обстоятельствами аварии?
Установите приложение «Помощник Осаго»
Задача не такая тривиальная, как может показаться. В ДТП люди, к счастью, попадают не так уж часто, поэтому держать установленное приложение в телефоне или планшете, на первый взгляд, кажется нелогичным. Однако мы бы рекомендовали все-таки озаботиться этим вопросом заранее. Разбираться с функционалом лучше в спокойной обстановке, чем в стрессе от только что произошедшего ДТП.
Авторизуйтесь в приложении
На этом этапе и начинаются нюансы. Для входа программа использует логин и пароль от сайта Госуслуги, однако на многих современных телефонах вход в основное приложение Госуслуг осуществляется по отпечатку пальца или FaceID, без ввода пароля. В «Помощнике Осаго» такая функция также есть, но при установке ввести пароль все же придется.
Если вы не помните пароль, то получить новый — дело пары минут, но для этого у вас должен быть доступ к симкарте с телефонным номером, который указан на Госуслугах. Именно туда придет СМС с кодом для сброса старого пароля. Вроде ничего сложного, но лучше все-таки сделать эту процедуру заранее.
Проверьте данные полиса, СТС автомобиля и водительского удостоверения
Если данные подтверждены на Госуслугах, они подставляются в соответствующие ячейки автоматически, если нет — их придется вбивать вручную. Также в приложении реализована функция считывания QR-кода — по нему можно загрузить данные о полисе ОСАГО. Если все верно, то на следующем экране вы увидите марку и модель автомобиля, а также сведения о действующем полисе — серию, номер и срок действия. В случае ошибки в данных — придется по старинке звонить в страховую и уточнять информацию.
Нажмите на кнопку ДТП и дайте приложению доступ к геоданным
Дальше у вас выбор из двух пунктов — открыть электронный помощник в ДТП или вызвать экстренную службу. Если участникам ДТП ничего не угрожает и медицинская помощь не требуется, смело нажимаем верхнюю кнопку и начинаем оформлять ДТП. Не бойтесь нажать куда-то не туда, на следующих экранах вас еще раз спросят, получил ли кто-либо телесные повреждения — вызвать экстренную службу с одновременной передачей геоданных можно будет и оттуда.
Дайте полную информацию о ДТП согласно подсказкам приложения
Процедура оформления состоит из 10 шагов. Экраны с возможными действиями появляются один за другим и исключают возможность ошибки. Вам придется предоставить следующую информацию:
- отвечает ли ДТП условиям для самостоятельного оформления (в происшествии пострадали только два автомобиля, нет ущерба жизни, здоровью, третьим лицам и их имуществу),
- данные участников ДТП А и В (чтобы точно ничего не перепутать, они заполняются на экранах с плашками разного цвета. Водитель А маркируется желтым, водитель B — синим),
- адрес ДТП,
- повреждения автомобилей,
- фото повреждений.
На последнем пункте остановимся подробнее. Фотофиксация нужна в случае, если предполагаемый ущерб от аварии может превысить 100 000 рублей (с фотофиксацией этот лимит совпадает с общим лимитом по ОСАГО — 400 000 рублей). В противном случае этот пункт можно пропустить.
Авторизуйте второго участника
На экран вашего смартфона будет выведен QR-код, по которому может авторизоваться второй участник ДТП. В этом случае дальнейшее заполнение извещения будет происходить онлайн в рамках сервиса Госуслуги. Второй вариант — продолжить оформление извещения на бумаге — в этом случае вы сможете предоставить в свою страховую номер фотофиксации, вызывать ГИБДД также не требуется.
Загрузите схему ДТП
Ее можно нарисовать на любом листе бумаги и сфотографировать камерой гаджета прямо из приложения.
Получите номер ДТП
Если после заполнения и отправки всех данных вы увидели на экране сообщение с номером ДТП, то место аварии можно смело покидать — происшествие зарегистрировано в системе, а дальнейшие шаги для возмещения ущерба вам подскажут в вашей страховой компании.
В ближайших планах Минцифры РФ — дальнейшее развитие технологии. Так, с 2021 года оформить ДТП и получить другие госуслуги, связанные с эксплуатацией автомобиля, можно будет через приложение «Госуслуги. Авто» — его запустят в ближайшее время. Будет реализована возможность оформлять уведомление одновременно с двух устройств, вносить и сохранять данные в приложении оффлайн — в этом случае они будут переданы страховщикам и ГИБДД сразу же, как телефон подключится к сети.
«Развитие “суперсервисов” — часть нацпрограммы “Цифровая экономика”. Это госуслуги нового вида, сформированные вокруг жизненных ситуаций каждого человека» — подчеркивают в министерстве. Помимо суперсервиса «Европротокол онлайн», россияне уже могут воспользоваться пилотным сервисом «Поступление в вуз онлайн», запущенным в июне 2020 года на «Госуслугах». С его помощью выпускники школ смогли подавать документы и оформлять зачисление в вузы дистанционно. С 2021 года при помощи суперсервиса можно будет поступать во все государственные вузы.
Также готовятся к запуску суперсервисы «Мое здоровье онлайн», «Рождение ребенка», «Пенсия онлайн», «Правосудие онлайн». Концепция суперсервисов предполагает, что услуги будут оказываться проактивно: государство само будет уведомлять человека о положенных ему льготах и выплатах, как незаметный помощник, действующий на принципах «безбарьерности и клиентоцентричности», отмечают представители ведомства.