Главная опасность для мотоциклистов заключается в минимуме средств защиты по сравнению с водителем автомобиля. У человека на мотоцикле нет прочного корпуса, который принимает на себя энергию удара. Шлем и одежда могут сберечь здоровье и даже спасти жизнь, но со стандартным набором элементов автомобильной пассивной безопасности по эффективности ни в какое сравнение они не идут.
Вторая проблема — неустойчивость на дороге и особая чувствительность к условиям движения, в том числе качеству покрытия. Прибавьте к этому низкую заметность в потоке и высокую маневренность. Все это обязательно нужно учитывать не только самим байкерам, которые и так прекрасно осведомлены о правилах обращения с мотоциклами, но другим участникам движения.
Громкий выхлоп — риск попасть в розыск
Автомобилистам и мотоциклистам крайне важно быть предсказуемыми друг для друга. Правда, есть ухищрения, которые, делая байкеров заметнее, остаются вне закона.
Взять хотя бы переделанные глушители мотоциклов — слишком шумные и не всегда надежные. Водители такой техники, возможно, тешат свое самолюбие удовлетворением спортивных амбиций и одновременно рассчитывают, что их услышат издалека.
На самом же деле эффект может быть и обратным: испугавшись внезапной перегазовки прямо над ухом, другой водитель (что автомобиля, что мотоцикла) может дернуть рулем или резко затормозить. Прибавьте к этому нервозность, которую грохочущие байки вызывают не только у соседей по потоку, но и у жителей близлежащих кварталов. На Кузбассе даже предлагали вообще запретить движение всех мотоциклов ночью из-за шума прямоточных глушителей. После ужесточения ответственности за незаконный тюнинг от этой идеи отказались. Естественно, все то же касается и переделанного выхлопа автомобилей.
Следит за тишиной полиция, хоть и не очень усердно. Штраф — минимальный, зато если нарушителя выловят на дороге, то могут аннулировать регистрацию.
Документы и номера в этом случае выставляются в розыск. Это означает, что ездить больше нельзя. Восстановят учет только после того, как владелец приведет свой транспорт к первоначальному состоянию.
Дорожные стражи сейчас вообще довольно строго следят за доработками не только автомобилей, но и мотоциклов, в том числе за установкой нештатных дуг безопасности и светотехники. Они допустимы при условии согласования с ГИБДД. Тюнингованный без оформления документов мотоцикл просто не поставят на учет.
За мигающие фары лишают прав
Включенная на байке «иллюминация» — еще один ошибочный путь повысить информативность, сделав себя заметнее. Дальний свет, с которым некоторые любят ездить даже днем, можно использовать при условии, что он не слепит других участников движения. Рассчитывать на полную адекватность водителя, потерявшего способность видеть дорогу, тоже не приходится.
За нарушение правил пользования внешними световыми приборами предусмотрен штраф. А вот если в головную оптику встроен стробоскоп или фары работают в мигающем режиме, то это почти стопроцентная вероятность лишиться права управления на срок от полугода до года.
Мигающая во время движения аварийка тоже противоречит Правилам дорожного движения, хоть и без столь серьезных последствий.
Между рядами ездить нельзя
Вечный спор на всех мотофорумах и прочих тематических ресурсах — можно ли двигаться между рядами? Да, движение в одной полосе с автомобилем не запрещено, но на практике осуществить его невозможно, так как байкер вынужден постоянно маневрировать в междурядье, оставляя разделяющую полосы движения разметку то справа, то слева. К тому же практически невозможно обеспечить безопасную дистанцию, проезжая впритирку к автомобилям. Все это прямо противоречит ПДД, которые запрещают такое поведение на дороге, квалифицируя его как опасное вождение.
Полиция пока что на это смотрит сквозь пальцы, тем более, что штраф за опасное вождение в 5000 рублей еще не ввели. Однако в любой конфликтной ситуации с большой долей вероятности инспектор, страховая компания или суд будет на стороне водителя автомобиля, а не мотоцикла.
Автомобилистам крайне важно помнить о том, что соблюдение ими ПДД может спасти жизнь мотоциклисту. Любой маневр на двухполосной дороге требует бдительности, о которой водители, расслабившиеся в зимних пробках, зачастую забывают. Особое внимание — поворотам налево и разворотам: вовремя незамеченный мотоцикл может оказаться как во встречном, так и в попутном направлении. В период борьбы с распространением коронавируса, когда дороги в основном пустые, это особенно актуально.
У байкеров есть свои негласные правила, направленные на выживание. Например, при движении на многополосной дороге в междурядье «правильное» положение — между крайней левой и соседней полосами. Обочинами и разделительными полосами мотоциклисты, как и велосипедисты, и пользователи самокатов и другого компактного транспорта, также активно пользуются. Водители автомобилей должны помнить об этом при маневрировании и остановке. Ну и не лишним будет держать в голове, что из-за физики движения на двух колесах мотоцикл очень легко может потерять устойчивость, «поскользнувшись» в безобидной, на первый взгляд, ситуации. Для этого неопытному байкеру порой достаточно просто мокрого асфальта.
P.S. Ну и, конечно, нужно помнить, что мотоциклистам (как и автомобилистам) для поездки по дорогам нужен полис ОСАГО. Он является обязательным (даже несмотря на самоизоляцию и вирус). При его отсутствии — штраф. По счастью, страховку сейчас нужно покупать онлайн. Сделать это можно как на сайтах страховых компаний, так и на нашем сервисе. Причем в последнем случае можно сравнить цены у нескольких страховых и найти самое выгодное предложение.