Стоимость бензина в России почему-то не зависит от биржевых цен на нефть и стабильно растет от сезона к сезону. Начало посевной компании, эпидемии, экономический кризис и просто сезонный спрос заставляют автомобилистов закупаться бензином впрок на многие месяцы вперед. Однако, как и любой продукт, бензин не вечен и имеет свой срок службы. Поэтому, вскрывая запасы и наливая старое топливо в новый мотор, можно столкнуться с неприятными последствиями.
Сроки службы
Старый бензин, который изготавливался до 1997 года, мог находиться в закрытых подземных резервуарах в течение 5 лет. С появлением новых требований к автомобильному топливу и после разработки современных сортов бензинов был принят новый ГОСТ Р 51105-97, который вносит коррективы в режимы эксплуатации.
Гарантийный срок хранения автомобильного бензина с индукционным периодом не менее 1200 минут — 5 лет со дня изготовления бензина.
Вторая строчка ГОСТ относится к сортам топлива, которые сейчас фактически не продаются через сети АЗС и предназначены для специальных нужд, в том числе и для армии. Такие бензины не содержат спирты и моющие присадки, благодаря чему могут храниться относительно долго.
При этом приведенные сроки хранения справедливы только для специализированных промышленных резервуаров. При нахождении топлива под открытым небом, в контакте с воздухом сроки его службы существенно сокращаются. Индукционный период современных сортов бензинов, характеризующий стойкость бензина к окислению, на воздухе составляет менее 500 минут.
Естественно, металлические канистры и бочки не могут обеспечить такие же идеальные условия, как специализированные подземные резервуары нефтезаводов. Поэтому срок хранения в канистрах сокращается почти в два раза. Считается, что через шесть месяцев бензин уже непригоден к эксплуатации.
Что происходит с бензином через полгода хранения?
Существует 4 фактора, которые снижают стойкость бензина: испарение; окисление; распад присадок; выпадение осадка.
Бензины обладают высокой проникающей способностью, отчего даже при закрытых канистрах и бочках топливо всегда испаряется. Под воздействием перепадов температур летучие фракции, используемые для повышения октанового числа, постепенно уходят в атмосферу. Свойства бензина искажаются. После полугода пребывания в канистре октановое число топлива уже не соответствует заявленным значениям и его детонационная стойкость снижается. При его использовании мотор столкнется с опасным эффектом детонации топлива, то есть с его преждевременным подрывом при сжатии, из-за чего растет температура в камерах сгорания, разрушаются поршни и клапана.
Моющие присадки в топливо тоже имеют свой срок службы и постепенно разрушаются в результате вяло текущих химических реакций в бензине. Появляется осадок, который тоже вредит процессу сгорания и приводит к появлению нагара на свечах и цилиндрах.
Поэтому современный бензин долго хранить не получается ни в домашних условиях, ни в резервуарах нефтезаводов. Если же автомобилисту необходимо создать неприкосновенный запас на всякий случай, то можно использовать только закрытую металлическую тару и автомобильные канистры. Пластиковые и стеклянные бутыли запрещены к использованию из-за риска накопления статического электричества и возможности возникновения разрядов искр при переливе. Кроме того надо помнить, что в гаражах и дома на балконе хранить бензин запрещено.