Госстандарт поднял цену на «Жигули»

Ровно через год все «Жигули», «Волги» и даже «Москвичи» станут экологически чистыми. Чистота обойдется покупателям долларов в 500.

Госстандарт решил подтянуть российские автомобили к европейским нормам. Началось все довольно безобидно и даже незаметно для потребителя. С 1 июля этого года у нас вступил в силу экологический стандарт Евро-1. Этой норме, при незначительных затратах и инвестициях, могут соответствовать практически все отечественные автомобили, которым для этого, как объяснили нам в НАМИ, совсем не обязательно иметь буржуйские изыски вроде инжектора и каталитического нейтрализатора. Ситуация коренным образом изменится 1 июля 2002 года: в соответствии с последним постановлением Госстандарта в этот день начнут действовать нормы Евро-2.

В принципе, автомобили, соответствующие Евро-2, русским не в диковинку – этому стандарту соответствуют все иномарки моложе 5 лет. Да и ВАЗ с недавних пор выпускает ограниченным тиражом «евродесятки». Но большинство отечественных легковушек (о грузовиках лучше помолчим) и близко не стоят к Евро-2. После введения этого стандарта в России будет невозможен выпуск и продажа новых автомобилей с карбюраторными двигателями. Правда, не сразу – каждый автозавод будет согласовывать с Госстандартом собственный график, согласно которому выпуск «чистых» автомобилей будет постепенно наращиваться, а грязных – убывать, чтобы окончательно сойти на нет к лету 2004 года. Станет ли чище от этого воздух – вопрос спорный. Средний возраст российского автомобиля – 10 лет, а честно регулирует выхлоп и без взяток проходит техосмотр едва ли половина автовладельцев, так что заметный перевес на наших дорогах «чистые» машины получат очень не скоро. Поэтому на первый план выходит финансовый вопрос. Дело в том, что простым отказом от карбюратора в пользу инжектора дело не ограничится. Чтобы соответствовать Евро-2, всем российским машинам придется обзавестись специальной штукой под днищем под названием каталитический нейтрализатор отработавших газов.

Нейтрализатор выхлопных газов, существенно уменьшающий токсичность выхлопа,– вещь дорогостоящая. Импортный агрегат с гарантией на соответствие Евро-2 стоит более $500. Бывает и дороже. Не так давно, правда, львовяне начали делать собственные нейтрализаторы и продают их по $250-300 – однако специалисты НАМИ утверждают, что эти устройства не только не тянут на евронормы, но и могут нанести вред выхлопной системе. Нетрудно догадаться, что все расходы по установке катализаторов лягут на потребителя – на кого же еще? «Жигули», «Волги» и прочие объекты отечественного автостроения подорожают долларов на 500. Как минимум.
Корреспондента «Газеты.Ru» заверили в Госкомстате, что российские автозаводы «технологически готовы к введению новых стандартов». То есть, в принципе, создавать экологически чистые автомобили они в состоянии. Другой вопрос, что введение этих технологий потребует многомиллиардных инвестиций, которые придется как-то окупать – а раз так, цену придется поднимать явно не на $500. В этой ситуации спрос на отечественные автомобили может рухнуть так, что никакими таможенными пошлинами не поможешь.

И тем не менее российские заводы не отчаиваются. Вернее всего описал ситуацию ведущий российский автопроизводитель АвтоВАЗ, который в последнем абзаце своего пресс-релиза, посвященного прелестям Евро-2, сообщил буквально следующее: «Во всем мире производство автомобилей, соответствующих современным требованиям по токсичности, стимулируется на государственном уровне». Намек трудно не понять. Переоборудование собственного производства ВАЗ и другие рассчитывают сделать одновременно за счет потребителя и государства. Остается только с государством договориться. Но уж это российские заводы умеют неплохо – это тебе не машину собрать.

По данным Газета.Ru