История этой серии симуляторов езды по бездорожью началась в конце нулевых. Тогда российский разработчик Павел Загребельный создал проект для участия в конкурсе от Intel. Особенностью проекта стала физическая модель передвижения грузовиков по очень плохим дорогам, которые деформировались под тяжестью автомобилей.
Спустя несколько лет проект благодаря финансовой поддержке сообщества перерос в полноценную игру. Дебютная часть под названием Spintires вышла в 2014 году и была очень тепло принята игроками.
Со временем Spintires обрастала новым контентом, обзавелась армией фанатов и в конце 2017 года вышла в виде перезапуска под названием MudRunner. Сиквел весьма успешного проекта не заставил себя долго ждать — релиз SnowRunner состоялся 28 апреля 2020 года для PC и консолей PlayStation 4 и Xbox One. Острые ощущения на PC обеспечит правильно подобранный геймерский руль.
Американская глухомань
MudRunner в основном была посвящена российскому бездорожью и нашим же грузовикам. Игра переносила в далекую от цивилизации сибирскую тайгу и заставляла чувствовать себя одиноким шофером за рулем грузовиков 90-х, которому во что бы то ни стало нужно забрать груз с вырубленными деревьями и любыми способами доставить его на лесопилку — увязая в болотах без малейшей надежды на помощь.
В SnowRunner предстоит исследовать бездорожье преимущественно в американской глуши. Игра начинается в штате Мичиган, где занятое добычей нефти местное население изрядно потрепали затяжные дожди и сильные ветры. Задача игрока — помочь жителям привести дела в порядок и наладить работу отрасли.
Некоторые игроки в фанатском сообществе были не очень довольны сменой сеттинга в симуляторе — дескать, зачем нам эти Штаты и их грузовики, если можно развивать игру про родные глазу машины и пейзажи. Однако России здесь — добрая половина игры.
По сравнению с MudRunner, игровой мир новой части больше в несколько раз. На момент выхода симулятора в нем есть три региона — болотистый Мичиган, снежная Аляска и заброшенный Таймыр. Каждый из регионов разбит на несколько локаций, между которыми иногда тоже предстоит перевозить грузы — к сожалению, бесшовного открытого мира в игре нет.
И все же, локации впечатляют своей красотой, вниманием к деталям и, как говорят в игровой индустрии, чем-то вроде environmental storytelling — когда буксуешь по бездорожью мимо какого-то затонувшего покосившегося дома и представляешь, что когда-то здесь жили люди. Или мимо торчащего из воды пикапа, который туда загнал горе-рыбак.
Лебедка и блокировка дифференциала — лучшие друзья
В первой части все задания были линейны и строились примерно на одной схеме — оказываемся у гаража, берем два грузовика, скрепляем их лебедкой, устанавливаем нужные платформы и катаемся от зоны погрузки до лесопилки, иногда заглядывая к цистерне с топливом.
Задания делятся на две части — это заказы от компаний и поручения от местных жителей. Первые будут просить доставить различные виды грузов, вроде бетонных панелей и металлических реек, а вторые — починить разрушенный мост (привезя к нему деревянные доски) или, например, вытащить автомобиль из трясины.
И если в MudRunner все сразу понятно — открываешь карту и едешь до точки, — то SnowRunner поначалу пугает масштабами и перегруженным интерфейсом в меню. И даже если вы считаете себя экспертом по внедорожным грузоперевозкам, то игра заставит вас попотеть и поиграет на нервах. Некоторое время будет казаться, что разработчики ставят перед игроком невыполнимые задачи (даже если вы, как и я, получили в первой части все достижения).
Такое ощущение не покидает первые несколько часов игры (а то и все десять), когда приходится по-настоящему страдать за рулем заднеприводного грузовика с шоссейными шинами (который, наверное, весит как «БелАЗ»), пытаясь с пятой попытки довезти груз до склада — поскольку предыдущие четыре закончились тем, что машина так увязла в грязи, что даже с помощью лебедки ее не вытащить.
Начало у SnowRunner вышло по-настоящему хардкорным, но все становится куда интереснее, когда в распоряжении игрока оказывается грузовик с высокой подвеской, приводом на все оси, блокировкой дифференциала и внедорожными шинами. После этого игра раскрывается по-настоящему — но едва ли становится проще.
То же самое и с Таймыром, где одной из задач станет разведывание нефтяных месторождений с помощью специального модуля-сейсмографа. Локации на полуострове, где медленно исчезают остатки советской инфраструктуры, получились большими и интересными, но соваться их исследовать совершенно не стоит без серьезной техники (как минимум желателен хороший большой монитор) и опыта.
Не «КамАЗ», а Azov. Не «КрАЗ», а Voron
В MudRunner все автомобили носили вымышленные имена, хоть и в них без труда узнавалась реальная техника. А в SnowRunner создатели игры смогли получить лицензию от производителя на львиную долю машин. Жаль только, что лишь американских.
Так, в игре появились настоящие модели от GMC, Ford, Caterpillar, Freightliner, Chevrolet, Western Star и Hummer. Российские автомобили тоже узнаются легко, но носят странные имена. Вот некоторые из них:
Что касается автопарка, то он представлен 40 автомобилями. Легковые машины вернулись — если в первой части «уазики» и «запорожцы» для прохождения были практически не нужны, однако в сиквеле автомобили вроде пикапа Chevrolet CK1500 стали важнейшим инструментом для исследования новых территорий.
Важной особенностью SnowRunner стала возможность модифицировать грузовики. И не только для красоты, поменяв диски или козырек, а чтобы подготовить автомобиль к суровому бездорожью — например, купив лебедку помощнее и шноркель повыше, чтобы машина не захлебнулась водой в самый важный момент.
Танки грязи боятся
Разработчики рассказывали, что по части физики поверхностей и их взаимодействия с техникой хотят быть лучшими в индустрии.
Так, в SnowRunner поверхности бывают «выдавливаемыми» (трава, грязь, песок) и «невыдавливаемыми» (асфальт, бетон, камни). И если в MudRunner у всех поверхностей была одинаковая базовая вязкость, то в новой игре у каждой из выдавливаемых этот параметр свой. То есть шансов застрять при езде по песку больше, чем по траве.
В это же время у езды по снегу есть свои тонкости — его глубина на разных участках может отличаться, что можно прочувствовать лишь нырнув в сугроб. Где-то машина сразу начнет закапываться в грязь, а где-то колеса будут проваливаться и буксовать в снегу, пока не нащупают землю. Повезет, если это будет асфальт. А при форсировании реки важно учитывать, что вода может течь с разной скоростью — и унести игрока, если он загонит туда слишком легкий автомобиль.
Относительно первой части SnowRunner практически в каждом аспекте стала лучше MudRunner. В новой игре в разы больше контента, задачи стали интереснее и, что самое важное, в ней сохранилась атмосфера, позволяющая почувствовать себя настоящим первооткрывателем.
В будущем локаций и грузовиков в игре станет еще больше. Уже объявлено, что спустя некоторое время после релиза в SnowRunner появятся новые территории в России, Канаде и Висконсине. И, судя по всему, благодаря пользовательским модификациями (как на консолях, так и на PC) игра будет жить еще очень долго. Например, за руль Tesla Cybertruck сесть уже можно.