Первый автомобиль бренда увидел свет 1 апреля 1904 года. С тех пор Rolls-Royce не устает доказывать, что существует вопреки рыночным законам и тенденциям. В любой, даже самой пропащей, экономике всегда есть некто, кто заработал (унаследовал, украл, выиграл в карты) свои первые миллионы и хочет получить билет на вершину пирамиды излишеств под названием luxury. Rolls-Royce, по сути, и есть та самая вершина — автомобиль, ценник которого фактически не имеет верхней планки. Но было ли так всегда?
Автомобильная история, в сущности, скучная вещь. Она вся начиналась почти в одном месте и примерно в одно и то же время. Причем начиналась с одного и того же: двухместная тележка без крыши на тонких нелепых колесах с моторчиком мощностью в несколько «лошадей». Тот, кто сумел проехать на ней без ремонта несколько километров, имеет шанс на получение заказов от желающих тоже прокатиться с ветерком. Так рождались автомобильные марки.
С Rolls-Royce все вышло почти так же. Первый прототип Royce 10hp под управлением своего создателя Генри Ройса выкатился из ворот мастерской на Кук-стрит в Манчестере 1 апреля 1904 года. Плюс-минус несколько лет от момента появления первых самобеглых колясок с двигателем Даймлера. Заметьте, пока что прототип называется Royce, и никаким Роллсом даже не пахнет. До учреждения компании Rolls-Royce Ltd. остается еще два года.
Тогда, весной 1904-го, Ройс построил всего три прототипа. К 25 декабря 1904 года, когда закрылся Парижский автосалон, на котором прошел дебют не только новинки, но уже и марки, было выпущено уже четыре модели Rolls-Royce 10 hp Type A по цене 395 фунтов стерлингов за каждую.
Первый Rolls-Royce получил 2-цилиндровый двигатель объемом 1809 см3 с двумя клапанами на цилиндр. Его мощность составляла 12 л.с. (9 кВт)/1000 об./мин. Кузов крепился к стальной раме лестничного типа. Вместо подвески — полуэллиптические листовые рессоры. Трехступенчатая механическая коробка передач, задний привод. Масса — 740 кг при колесной базе в 1905 мм и длине 3175 мм.
Вообще, Rolls-Royce вырос из электротехнического и механического бизнеса, которым начал зарабатывать Генри Ройс еще в 1884 году. Чего он только не конструировал, в числе его изобретений был даже подъемный кран. Однако первый автомобильный двигатель Royce был испытан 16 сентября 1903 года.
Барону Чарльзу Роллсу, чья компания одной из первых в Лондоне начала торговать автомобилями, Генри Ройса представили в начале мая 1904 года. Его инженерный талант произвел на предпринимателя сильное впечатление, и они договорились, что компания Royce Limited построит ряд машин, которые будут продаваться исключительно компанией CS Rolls & Co. Так что на том самом Парижском салоне, который проходил с 9 по 25 декабря 1904 года, дебютировала уже марка Rolls-Royce.
Товарищество было официально образовано 23 декабря 1904 года. И первоначально Чарльз Роллс и Генри Ройс решили сделать только 20 пробных моделей Type A. Однако в конечном итоге было построено только 16, последняя в 1906 году. 15 марта 1906 года джентльмены официально оформили свое партнерство, создав компанию Rolls-Royce Limited, главным инженером которой был назначен Ройс.
На снимке (вверху) изображен самый старый в мире сохранившийся Rolls-Royce 10 hp Type A, который прошел испытания в ноябре 1904 года и стал третьим автомобилем, носившим шильдик Rolls-Royce на радиаторе. Именно он участвовал в том самом — знаковом — Парижском салоне 1904 года. Эта машина в 2007 году ушла с молотка на торгах лондонского аукционного дома Bonhams за 3 521 500 фунтов стерлингов, побив два мировых рекорда: самая высокая цена, когда-либо уплаченная на аукционе как за Rolls-Royce, так и за исторический автомобиль, произведенный до 1905 года.
Место для завода выбирали по цене электричества
После образования совместной компании в 1906 году предприниматели начали искать подходящее место для завода по производству автомобилей. Они рассмотрели несколько мест, в том числе Манчестер, где у Ройса была фабрика, но в конце концов решили осесть в Дерби. Дело в том, что местный городской совет предложил им дешевое электричество. Завод выпустил первые автомобили уже в 1908 году.
Помимо двух-, трех — и четырехцилиндровых автомобилей, компания приступила к разработке новой шестицилиндровой модели мощностью 40/50 л.с. В последующие годы Rolls-Royce сосредоточился именно на ней, получившей название Silver Ghost «Серебряный призрак». Именно эта модель сделала Rolls-Royce одним из самых желанных брендов и заставила открыть второй завод в Соединенных Штатах, чтобы иметь возможность идти в ногу со спросом. Впрочем, фабрика в Спрингфилде (штат Массачусетс), была закрыта в 1931 году в результате Великой Депрессии.
После окончания Первой мировой войны Rolls-Royce увильнул от всех попыток слияния с британскими автопроизводителями и успешно адаптировался к требованиям рынка. Поскольку продажи модели 40/50 падали, в начале 1920-х годов компания представила менее дорогую модель Twenty. А Bentley компания Rolls-Royce прибрала к рукам только в 1931 году. До Второй мировой войны Bentley был своего рода спортивной версией Rolls-Royce.
После окончания Второй мировой вплоть до 2002 года модели Bentley и Rolls-Royce технически были почти идентичны.
В 2002-м пути дорожки британских luxury-монстров разошлись. Bentley отправилась в стан VW дальше оттачивать свое спортивное мастерство. Терпящий экономическое бедствие по причине падения спроса на чудаковатые автомобили для эксцентричных пенсионеров с титулами Rolls-Royce отошел концерну BMW. Он построил в Гудвуде новый завод и, фактически, перезапустил бренд, вдохнув в него новые силы.
Любопытно, что из присыпанных нафталином британских традиций баварцам удалось выстроить вполне рабочую с экономической точки зрения конструкцию. В Rolls-Royce никогда не говорят клиенту нет, стараясь удовлетворить его любые капризы.
Здесь по-прежнему гордятся ручным трудом, открыто презирая тех двух роботов, что случайно затесались в покрасочный цех. Просто в Гудвуде не нашлось польских эмигрантов, согласных 12 раз подряд наносить слой за слоем, шлифуя каждый из них вручную перед нанесением последующего.
Но это все ерунда, как и то, что за производство автомобиля даже не принимаются, пока у него не появился хозяин. В Porsche тоже практикуют такую историю, если речь не идет о кроссоверах. Зато на заводе Rolls-Royce действительно работает легендарный Марк Курт, без помощников и выходных дней, который за четырехзначную зарплату выполняет единственную манипуляцию — тоненькой кистью твердой рукой проводит линию через весь кузов по свежей краске.
Видимо, за эту самоуверенность Rolls-Royce и берет такие деньги, а не за те 44 000 оттенков, в которые клиенту предлагают покрасить новый автомобиль.