Вирус и кризис: удастся ли купить резину к лету

Пандемия и падение рубля уже привели к тому, что россияне бросились скупать не только гречку с туалетной бумагой, но и автомобили, пока они не подорожали. Накануне сезона шиномонтажа Авто Mail.ru решил выяснить, не грозит ли нам дефицит покрышек
Екатерина Квашенкина

Пандемия коронавируса уже привела к закрытию нескольких десятков автомобильных заводов, о приостановке производства объявляли и ряд мировых производителей шин. Pirelli даже сделала паузу в работе своего российского завода в Воронежской области.

Согласно результатам собственного исследования Авто Mail.ru, 23% россиян уже приняли решение отложить покупку автомобиля. Однако участники рынка отмечают, что в марте спрос на машины вырос и в некоторых случаях приближается к ажиотажному. Точные данные будут опубликованы только к середине апреля, а пока мы решили оценить ситуацию на рынке шин.

Сезон шиномонтажа уже начинается, хотя специалисты рекомендуют жителям средней полосы менять покрышки в самом конце марта. Хватит ли покрышек на всех желающих купить новый комплект? Этот вопрос Авто Mail.ru задал экспертам отрасли.

Все летние шины делают осенью

Как рассказала Авто Mail.ru Надежда Чурмеева, исполнительный директор Ассоциации производителей шин: «Шины — это товар, который производится заранее. Летние шины для сезона 2020 г. уже произведены, отгрузка летнего ассортимента оптовому звену началась в ноябре-декабре прошлого года, то есть эти шины уже находятся в логистической цепи, на складах дистрибьюторов».

«С точки зрения производства и импорта шин мы не видим рисков пустых складов у дистрибьюторов в предстоящем летнем сезоне», — говорит Надежда Чурмеева.

При этом, как Авто Mail.ru пояснил Алексей Малышев, PR-директор маркетингового агентства ROIF Expert, «импортные легковые шины из КНР, Республики Корея и Японии составляют около 23% продаж на российском рынке».

Как уточнил Алексей Малышев, «у нас нет информации о функционировании производств конкретно в этих государствах. Безусловно, остановка большого количества производств в КНР в феврале/марте могла сказаться на выпуске шин и их поставках в Россию».

Если импорта не будет, бояться все равно нечего

Статистика ROIF Expert свидетельствует о том, что сегодня все равно «более корректно говорить не о дефиците, а об излишках шин для различных классов автомобилей. На протяжении 2017-2019 годов статистика фиксирует постепенное накопление этой продукции на складах в размере нескольких сотен тысяч шин в год».

Это значит, что шинные компании за два года накопили запас, которого должно хватить на всех

Более того, производителям только на пользу пойдет возможность распродать эти остатки, говорит Алексей Малышев. «Перерыв в работе шинных заводов должен в первую очередь снять с рынка определенный навес в размере около 1,5% от ежегодного потребления. Плюс к этому уже в 2019 году шинные заводы сократили производство легковых шин на 7,7%».

Риск — в логистике

Самое слабое звено в цепочке поставки шин от производителя к потребителю — это транспортировка. Еще 23 марта Роспотребнадзор начал проверять весь транспорт, прибывающий в Россию.

По словам Надежды Чурмеевой, «в настоящий момент ключевым вопросом является стабильность логистических потоков внутри страны, в части доставки шин в розницу».

«Что касается работы логистической системы, то это другая, отдельная тема, — подчеркивает и Алексей Малышев. — Пока что в России, насколько нам известно из сообщений масс-медиа, не предполагается введения жестких ограничений на перемещение товаров по территории страны. А случаи заболевания COVID-19 носят единичный характер и в ближайшей перспективе не могут стать реальным препятствием для функционирования товаропроводящих каналов».

Но в любом случае, поскольку «Необходимые объемы уже произведены и поступают в товаропроводящую сеть», как говорят в ROIF Expert, переживать за предстоящий сезон шиномонтажа простым водителям не стоит. В отличие от цен на автомобили — они уже начали расти. Подробнее — в нашем видео:

Контент недоступен