Первой страной, решившей привлечь корабли-госпитали для помощи пострадавшим от коронавируса, стала Америка. Эта страна располагает не только самым мощным военно-морским флотом, но и самыми большими в мире госпитальными судами — Mercy и Comfort.
Первый корабль 27 марта прибыл в Лос-Анджелес и начал оказывать помощь пострадавшим от коронавируса американцам, а второй 30 марта пришвартовался в нью-йоркском порту. Comfort первоначально предполагалось использовать в качестве обычного госпиталя, для того чтобы разгрузить другие медицинские учреждения города. Однако в связи с большим количеством заболевших нью-йоркцев было принято решении о выделении 500 из 1000 коек корабля для лечения больных COVID-19.
Сто коек оборудовали аппаратами для искусственной вентиляции легких, а экипаж корабля в количестве 71 человека был изолирован от госпитальной части во избежание заражения.
Из танкера — в госпиталь
Корабли Mercy и Comfort были построены в середине семидесятых годов прошлого века и в своей первой жизни являлись нефтяными танкерами класса San Clemente. В начале восьмидесятых годов американский военно-морской флот решил обзавестись современными кораблями-госпиталями, так как Холодная война была в полном разгаре и не исключалась возможность полномасштабного конфликта с СССР. Дабы сэкономить деньги налогоплательщиков, было принято решение не строить новые корабли, а переделать в госпитальные суда два танкера.
Переоборудование заняло полтора года и обошлось американскому оборонному ведомству в 416 миллионов долларов. Таким образом, американский флот за относительно небольшие деньги обзавелся двумя самыми большими плавучими госпиталями в мире, водоизмещением 69 400 тонн, длиной 272 метра, шириной 32 метра и осадкой 10 метров.
Корабли оснащены газотурбинными силовыми установками General Electric мощностью 24 500 л.с., могут развивать максимальную скорость 17,5 узла (32 км/ч) и преодолевать расстояние 25 000 километров.
И даже вертолеты
Штат госпиталя составляет 950 медработников, одновременно на корабле может быть размещено 1000 пациентов. Госпитали имеют 12 операционных и оснащены всем необходимым медицинским оборудованием. Даже кислород они вырабатывают самостоятельно, причем кислородная установка продублирована.
Благодаря своим размерам, американские корабли являются единственными госпитальными судами в мире, способными принимать вертолеты массой до 15 тонн.
Mercy и Comfort участвовали во множестве военных и гуманитарных миссий по всему земному шару и за всё время эксплуатации оказали помощь более чем 550 тысячам пациентов. Включая как военных, так и гражданских. Например, Comfort прибыл в гавань Нью-Йорка после теракта 11 сентября 2001 года, а в 2005 году оказывал помощь пострадавшим от урагана «Катрина» жителям Нью-Орлеана. Теперь оба корабля привлечены для борьбы с эпидемией коронавируса.
Посреди океана
Госпитальное судно китайского военно-морского флота Daishan Dao (Ковчег мира) является первым кораблем такого типа, построенным в Китае. До этого китайский флот использовал корабли-госпитали, приобретенные в ФРГ и СССР. Но в 2008 году в состав ВМФ вступило судно, самостоятельно разработанное китайскими инженерами и построенное на верфи Guangzhou Shipyard International.
Daishan Dao имеет водоизмещение 14 000 тонн, длину 178 метров, ширину 24 метра и осадку 8,5 метра. Максимальная скорость корабля — 20 узлов (37 км/ч), дальность плавания — 16 000 километров, экипаж — 135 человек.
Судно оборудовано восемью операционными с возможностью проводить до 40 операций в день и может принимать 300 пациентов, но в экстренных ситуациях число коек может быть увеличено вдвое. Плюс к этому 20 койками располагает реанимационное отделение. Оснащение корабля медицинским оборудованием соответствует самым высоким стандартам, например, в особо сложных случаях врачи могут получать консультации в режиме видеоконференции из любой точки мирового океана.
После вступления в строй Daishan Dao был отправлен в своеобразный гуманитарный «круиз» по странам Юго-Восточной Азии, во время которого медицинский персонал проходил необходимое обучение и слаживание, попутно оказав помощь нескольким сотням пациентов.
Несмотря на то, что Китай стал первой страной, пережившей эпидемию коронавируса, Daishan Dao не привлекался для оказания помощи жертвам пандемии из-за ограниченных возможностей корабля по борьбе с инфекционными заболеваниями.
Русские реки
Базирующееся во Владивостоке госпитальное судно Тихоокеанского флота «Иртыш» может использоваться для оказания медицинской помощи в случае разрастания масштабов эпидемии. «Иртыш» не будет принимать на борт больных коронавирусом, а позволит снять нагрузку с больниц города, для чего на его борту может быть подготовлено максимально возможное количество коек — 450. Хотя в штатном режиме на корабле предусмотрено размещение ста пациентов, плюс ещё 200 коек зарезервировано для выздоравливающих.
Госпитальные суда типа «Обь» (проект 320) были разработаны для советского ВМФ в Польше и строились в 1979-1990 годах на верфи в Шецине. Всего было построено четыре корабля: «Обь», «Енисей», «Свирь» и «Иртыш». В настоящее время только последнее судно соответствует современным требованиям благодаря проведенной в 2016 году модернизации.
«Обь» была продана в Китай, а «Енисей» и «Свирь» морально и технически устарели, и если не будет принято решение о модернизации, то они вряд ли смогут полноценно использоваться в качестве плавучих госпиталей.
Водоизмещение кораблей составляет 11 600 тонн, длина — 152 метра, ширина — 19 метров, осадка — 6,4 метра. На судне имеется посадочная площадка для вертолета. Благодаря двум дизельным двигателям совокупной мощностью 15 600 л.с. корабли могут развивать максимальную скорость в 19 узлов (35 км/ч), дальность плавания составляет 16 000 километров, автономность — 40 суток. В госпитале трудятся 83 медработника, экипаж судна — 124 человека.
Лечить и тушить пожары
В 2001 году испанский флот пополнился госпитальным судном Esperanza Del Mar, пришедшим на смену устаревшему кораблю с одноименным названием. Этот корабль был построен на верфи Juliana Constructora Gijonesa по специально разработанному проекту, в результате чего на свет появилось судно с уникальными возможностями.
В настоящее время это самый компактный в мире корабль-госпиталь, чье водоизмещение не превышает 5000 тонн. Длина корабля составляет 97 метров, ширина — 17 метров, осадка — 4,5 метра. Esperanza Del Mar оснащается двумя дизельными двигателями совокупной мощностью 7 340 л.с., скорость полного хода достигает 17 узлов (31 км/ч), дальность плавания составляет 11 250 километров.
Судно было построено по заказу Министерства труда и социальной защиты для обслуживания испанского рыболовного флота, ведущего промысел в центральной и северной частях Атлантического океана, поэтому корабль имеет усиленный корпус для плавания в северных широтах. Экипаж — 41 человек, кроме того, на борту могут размещаться до 45 пациентов.
Esperanza Del Mar весьма необычное судно, которое способно не только оказывать медицинскую помощь, но и тушить пожары на других кораблях, буксировать их и бороться с небольшими по площади разливами топлива. Также на судне имеется специальная аппаратура для мониторинга окружающей среды.
В начале апреля Esperanza Del Mar впервые принял участие в борьбе с коронавирусом — на испанском сейнере Ribel Tercero один из членов экипажа заболел COVID-19 и был оперативно изолирован от других моряков в отдельную палату Esperanza Del Mar. После чего пациент был доставлен в госпиталь города Виго. Несмотря на то, что Испания достаточно сильно пострадала от эпидемии коронавируса, Esperanza Del Mar для борьбы с пандемией привлекаться не будет. А вот бороться со случаями заражения на испанском рыболовном флоте корабль будет и дальше.
Еще поплавает
В 2003 году военно-морской флот Индонезии пополнился построенным в Южной Корее десантным кораблем Tanjung Dalpele, который всего через четыре года был переоборудован в госпитальное судно и сменил название на Dr. Soeharso.
Корабль строился по проекту верфи Dae Sun Shipbuildings, предусматривающему постройку достаточно простых и недорогих десантных кораблей. Характеристики судна достаточно скромные: полное водоизмещение 11 400 тонн, длина — 122 метра, ширина — 22 метра, осадка — 4,9 метра. Корабль оснащен двумя дизелями совокупной мощностью 5 250 л.с. и может развивать максимальную скорость 15 узлов (28 км/ч), дальность плавания составляет 15 900 километров.
После переоборудования и смены имени корабль обзавелся тремя операционными, реанимационным, инфекционным и терапевтическим отделениями, в двух палатах могут разместиться 40 пациентов. Кормовая часть корабля переделке не подвергалась, поэтому там сохранился ангар и посадочная площадка для двух вертолетов.
Экипаж плавучего госпиталя составляет 126 человек, плюс 51 медработник. До недавнего времени Dr. Soeharso использовался как мобильный госпиталь, посещая многочисленные острова Индонезийского архипелага и оказывая медицинскую помощь населению.
Из всех госпитальных судов, на сегодняшний день Dr. Soeharso принял самое активное участие в оказании помощи пострадавшим от коронавируса. Несмотря на то, что палаты судна рассчитаны на прием всего 40 пациентов, были приняты меры для увеличения числа коек. Теперь, в случае экстренной необходимости, Dr. Soeharso может принять до 200 человек и увеличенный штат медработников.