Корабли-госпитали: помощь в любой точке планеты

Впервые в истории госпитальные суда помогают не пострадавшим в ходе военных действий или природных катаклизмов, а тем, кто стал жертвами эпидемии коронавируса
Александр Плеханов

Первой страной, решившей привлечь корабли-госпитали для помощи пострадавшим от коронавируса, стала Америка. Эта страна располагает не только самым мощным военно-морским флотом, но и самыми большими в мире госпитальными судами — Mercy и Comfort.

Первый корабль 27 марта прибыл в Лос-Анджелес и начал оказывать помощь пострадавшим от коронавируса американцам, а второй 30 марта пришвартовался в нью-йоркском порту. Comfort первоначально предполагалось использовать в качестве обычного госпиталя, для того чтобы разгрузить другие медицинские учреждения города. Однако в связи с большим количеством заболевших нью-йоркцев было принято решении о выделении 500 из 1000 коек корабля для лечения больных COVID-19.

Сто коек оборудовали аппаратами для искусственной вентиляции легких, а экипаж корабля в количестве 71 человека был изолирован от госпитальной части во избежание заражения.

Из танкера — в госпиталь

Корабли Mercy и Comfort были построены в середине семидесятых годов прошлого века и в своей первой жизни являлись нефтяными танкерами класса San Clemente. В начале восьмидесятых годов американский военно-морской флот решил обзавестись современными кораблями-госпиталями, так как Холодная война была в полном разгаре и не исключалась возможность полномасштабного конфликта с СССР. Дабы сэкономить деньги налогоплательщиков, было принято решение не строить новые корабли, а переделать в госпитальные суда два танкера.

Переоборудование заняло полтора года и обошлось американскому оборонному ведомству в 416 миллионов долларов. Таким образом, американский флот за относительно небольшие деньги обзавелся двумя самыми большими плавучими госпиталями в мире, водоизмещением 69 400 тонн, длиной 272 метра, шириной 32 метра и осадкой 10 метров.

Корабли оснащены газотурбинными силовыми установками General Electric мощностью 24 500 л.с., могут развивать максимальную скорость 17,5 узла (32 км/ч) и преодолевать расстояние 25 000 километров.

И даже вертолеты

Штат госпиталя составляет 950 медработников, одновременно на корабле может быть размещено 1000 пациентов. Госпитали имеют 12 операционных и оснащены всем необходимым медицинским оборудованием. Даже кислород они вырабатывают самостоятельно, причем кислородная установка продублирована.

Благодаря своим размерам, американские корабли являются единственными госпитальными судами в мире, способными принимать вертолеты массой до 15 тонн.

Mercy и Comfort участвовали во множестве военных и гуманитарных миссий по всему земному шару и за всё время эксплуатации оказали помощь более чем 550 тысячам пациентов. Включая как военных, так и гражданских. Например, Comfort прибыл в гавань Нью-Йорка после теракта 11 сентября 2001 года, а в 2005 году оказывал помощь пострадавшим от урагана «Катрина» жителям Нью-Орлеана. Теперь оба корабля привлечены для борьбы с эпидемией коронавируса.

Посреди океана

Госпитальное судно китайского военно-морского флота Daishan Dao (Ковчег мира) является первым кораблем такого типа, построенным в Китае. До этого китайский флот использовал корабли-госпитали, приобретенные в ФРГ и СССР. Но в 2008 году в состав ВМФ вступило судно, самостоятельно разработанное китайскими инженерами и построенное на верфи Guangzhou Shipyard International.

Daishan Dao имеет водоизмещение 14 000 тонн, длину 178 метров, ширину 24 метра и осадку 8,5 метра. Максимальная скорость корабля — 20 узлов (37 км/ч), дальность плавания — 16 000 километров, экипаж — 135 человек.

Судно оборудовано восемью операционными с возможностью проводить до 40 операций в день и может принимать 300 пациентов, но в экстренных ситуациях число коек может быть увеличено вдвое. Плюс к этому 20 койками располагает реанимационное отделение. Оснащение корабля медицинским оборудованием соответствует самым высоким стандартам, например, в особо сложных случаях врачи могут получать консультации в режиме видеоконференции из любой точки мирового океана.

После вступления в строй Daishan Dao был отправлен в своеобразный гуманитарный «круиз» по странам Юго-Восточной Азии, во время которого медицинский персонал проходил необходимое обучение и слаживание, попутно оказав помощь нескольким сотням пациентов.

Настоящее испытание на долю китайского корабля-госпиталя выпало в 2013 году когда он оказывал помощь пострадавшим от урагана «Хайян» гражданам Филиппин.

Несмотря на то, что Китай стал первой страной, пережившей эпидемию коронавируса, Daishan Dao не привлекался для оказания помощи жертвам пандемии из-за ограниченных возможностей корабля по борьбе с инфекционными заболеваниями.

Русские реки

Базирующееся во Владивостоке госпитальное судно Тихоокеанского флота «Иртыш» может использоваться для оказания медицинской помощи в случае разрастания масштабов эпидемии. «Иртыш» не будет принимать на борт больных коронавирусом, а позволит снять нагрузку с больниц города, для чего на его борту может быть подготовлено максимально возможное количество коек — 450. Хотя в штатном режиме на корабле предусмотрено размещение ста пациентов, плюс ещё 200 коек зарезервировано для выздоравливающих.

Госпитальные суда типа «Обь» (проект 320) были разработаны для советского ВМФ в Польше и строились в 1979-1990 годах на верфи в Шецине. Всего было построено четыре корабля: «Обь», «Енисей», «Свирь» и «Иртыш». В настоящее время только последнее судно соответствует современным требованиям благодаря проведенной в 2016 году модернизации.

Госпитальные корабли проекта 320 имеют хирургическое, реанимационное, инфекционное и терапевтическое отделения, а также отделение интенсивной терапии.

«Обь» была продана в Китай, а «Енисей» и «Свирь» морально и технически устарели, и если не будет принято решение о модернизации, то они вряд ли смогут полноценно использоваться в качестве плавучих госпиталей.

Водоизмещение кораблей составляет 11 600 тонн, длина — 152 метра, ширина — 19 метров, осадка — 6,4 метра. На судне имеется посадочная площадка для вертолета. Благодаря двум дизельным двигателям совокупной мощностью 15 600 л.с. корабли могут развивать максимальную скорость в 19 узлов (35 км/ч), дальность плавания составляет 16 000 километров, автономность — 40 суток. В госпитале трудятся 83 медработника, экипаж судна — 124 человека.

Лечить и тушить пожары

В 2001 году испанский флот пополнился госпитальным судном Esperanza Del Mar, пришедшим на смену устаревшему кораблю с одноименным названием. Этот корабль был построен на верфи Juliana Constructora Gijonesa по специально разработанному проекту, в результате чего на свет появилось судно с уникальными возможностями.

В настоящее время это самый компактный в мире корабль-госпиталь, чье водоизмещение не превышает 5000 тонн. Длина корабля составляет 97 метров, ширина — 17 метров, осадка — 4,5 метра. Esperanza Del Mar оснащается двумя дизельными двигателями совокупной мощностью 7 340 л.с., скорость полного хода достигает 17 узлов (31 км/ч), дальность плавания составляет 11 250 километров.

Судно было построено по заказу Министерства труда и социальной защиты для обслуживания испанского рыболовного флота, ведущего промысел в центральной и северной частях Атлантического океана, поэтому корабль имеет усиленный корпус для плавания в северных широтах. Экипаж — 41 человек, кроме того, на борту могут размещаться до 45 пациентов.

Esperanza Del Mar весьма необычное судно, которое способно не только оказывать медицинскую помощь, но и тушить пожары на других кораблях, буксировать их и бороться с небольшими по площади разливами топлива. Также на судне имеется специальная аппаратура для мониторинга окружающей среды.

Ограниченные возможности корабля попросту не позволяют оказывать полноценную, масштабную помощь зараженным коронавирусом.

В начале апреля Esperanza Del Mar впервые принял участие в борьбе с коронавирусом — на испанском сейнере Ribel Tercero один из членов экипажа заболел COVID-19 и был оперативно изолирован от других моряков в отдельную палату Esperanza Del Mar. После чего пациент был доставлен в госпиталь города Виго. Несмотря на то, что Испания достаточно сильно пострадала от эпидемии коронавируса, Esperanza Del Mar для борьбы с пандемией привлекаться не будет. А вот бороться со случаями заражения на испанском рыболовном флоте корабль будет и дальше.

Еще поплавает

В 2003 году военно-морской флот Индонезии пополнился построенным в Южной Корее десантным кораблем Tanjung Dalpele, который всего через четыре года был переоборудован в госпитальное судно и сменил название на Dr. Soeharso.

Корабль строился по проекту верфи Dae Sun Shipbuildings, предусматривающему постройку достаточно простых и недорогих десантных кораблей. Характеристики судна достаточно скромные: полное водоизмещение 11 400 тонн, длина — 122 метра, ширина — 22 метра, осадка — 4,9 метра. Корабль оснащен двумя дизелями совокупной мощностью 5 250 л.с. и может развивать максимальную скорость 15 узлов (28 км/ч), дальность плавания составляет 15 900 километров.

После переоборудования и смены имени корабль обзавелся тремя операционными, реанимационным, инфекционным и терапевтическим отделениями, в двух палатах могут разместиться 40 пациентов. Кормовая часть корабля переделке не подвергалась, поэтому там сохранился ангар и посадочная площадка для двух вертолетов.

Корабль включился в борьбу с COVID-19, сначала приняв 188 граждан Индонезии с лайнера World Dream, на борту которого началось распространение коронавируса, а затем — и с лайнера Diamond Princess.

Экипаж плавучего госпиталя составляет 126 человек, плюс 51 медработник. До недавнего времени Dr. Soeharso использовался как мобильный госпиталь, посещая многочисленные острова Индонезийского архипелага и оказывая медицинскую помощь населению.

Из всех госпитальных судов, на сегодняшний день Dr. Soeharso принял самое активное участие в оказании помощи пострадавшим от коронавируса. Несмотря на то, что палаты судна рассчитаны на прием всего 40 пациентов, были приняты меры для увеличения числа коек. Теперь, в случае экстренной необходимости, Dr. Soeharso может принять до 200 человек и увеличенный штат медработников.

Контент недоступен