С понедельника, 16 марта, было временно ограничено авиасообщение со всеми странами ЕС, Норвегией и Швейцарией, за исключением рейсов из Москвы в их столицы. Чтобы остановить распространение коронавируса, многие страны закрыли свои границы. Более того, авиакомпании приостанавливают международные рейсы.
Пресс-служба Государственной Думы выпустила общие рекомендации для тех, у кого из-за сложившейся ситуации поездка сорвалась.
Прежде всего, важно отметить, что у всех авиакомпаний, туроператоров и сервисов бронирования есть свои особенности возврата средств за купленные туры. Если тур застрахован, то стоит ознакомиться с условиями страховых выплат.
Во-первых, если в стране, куда отправляется путешественник, его жизни и здоровью угрожает опасность, он вправе расторгнуть договор с туроператором. Об этом говорится 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Там же указано, что деньги должны вернуть полностью при расторжении договора до начала путешествия, а после начала путешествия — вернуть часть стоимости в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Кроме того, в ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» указано, что «потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору».
Требование о возврате денег следует отправить туроператору в письменном виде. Ответ он обязан прислать в течение десяти дней, иначе стоит обратиться в Роспотребнадзор.
Во-вторых, если Ростуризм или МИД рекомендует прекратить продажи туров в страну, которую вы выбрали, можно отменить поездку, перенести ее и воспользоваться туром, когда ситуация станет безопасной. Если такая мера будет в дальнейшем введена по отношению еще к какой‐нибудь стране, туроператоры также могут вернуть деньги или подобрать альтернативные варианты по желанию туриста.
Если же вы путешествуете самостоятельно, то возвращать деньги придется за отдельные услуги в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». Авиакомпания или отель могут отказать в возврате средств, а вы можете обратиться в суд. Там определят, насколько серьезной была угроза и должны ли отель или авиакомпания вернуть деньги.
И наконец, за консультацией и помощью в подготовке претензии и исковых заявлений в суд туристы могут обратиться в Роспотребнадзор.
Кстати, недавно выяснилось, что обеспеченные люди убегают от коронавируса на частных самолетах. Небольшие самолеты с очень дорогими билетами для некоторых стали единственным способом вернуться домой.