С 13 марта Росавиация ввела временный запрет на пассажирские авиаперевозки в Германию, Францию, Испанию и Италию. Всего, по данным источника ТАСС, ограничения коснутся 700 рейсов.
Исключение составляют рейсы в несколько городов — Рим, Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону и Париж — из терминала F столичного аэропорта «Шереметьево». Это базовый аэропорт «Аэрофлота».
«Чартерные рейсы будут осуществляться при условии перевозки в указанные страны их граждан и граждан иных стран и в Российскую Федерацию граждан России (до полного вывоза указанных граждан в их страны)», — говорится в документе Росавиации. В нем не уточняется, касаются ли ограничения только российских авиакомпаний.
Уже после введения ограничений со стороны российских властей Lufthansa объявила, что приостанавливает полеты из Франкфурта-на-Майне и Мюнхена в Москву («Домодедово») и Санкт-Петербург.
Тем не менее российские перевозчики из-за ограничений могут потерять, по оценкам аналитиков, около 30% рынка. К осени российская авиация может попасть в «идеальный шторм», подобный тому, что случился в 2014—2015 годах.
В эти годы произошла девальвация рубля, темпы роста экономики резко замедлились, а Россия разорвала авиасообщение с Украиной, а затем приостановила авиасообщение с Египтом. Все это привело к резкому снижению спроса на авиабилеты и падению доходов компаний. К концу 2015 года серьезные сложности испытывали две крупные компании — «ЮТэйр» и «Трансаэро». «Трансаэро» прекратила полеты в сентябре 2015 года. Суды по долгам и обязательствам компании, которая была второй по размерам после «Аэрофлота», идут до сих пор.
Русская служба Би-би-си разбиралась с тем, как российская авиаотрасль переживет новый «идеальный шторм», а также с тем, как это отразится на пассажирах и стоимости билетов.
Кто уже объявил об изменении маршрутов?
Российские власти отвели для пассажиров, прибывающих из стран, опасных с точки зрения распространения коронавируса, терминал F аэропорта «Шереметьево». Сюда прилетают путешественники из Китая, Южной Кореи, а теперь и из Германии, Франции, Испании и Италии. В основном эти рейсы осуществляет «Аэрофлот».
11 марта S7 объявила об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию. Об этом же заявила авиакомпания «Россия», дочка «Аэрофлота». 12 марта компания «ЮТэйр» объявила, что вслед за рейсами в Милан, которые она отменила до этого, с 13 марта прекратит полеты в Берлин. Рейсы будут приостановлены до 31 мая 2020 года. Лоукостер «Победа» приостановил полеты из Москвы в Берлин, Баден-Баден, Кельн, Лейпциг, Мемминген и Жирону.
«Аэрофлот» заявил, что сокращает полетную программу в Европу, хотя и продолжает выполнять рейсы из Москвы в Рим, Париж, Мадрид, Барселону, Берлин, Мюнхен и Франкфурт — именно эти города стали исключениями в указаниях Росавиации.
По оценке ведущего эксперта НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, всего российские компании могут потерять от 25% до 30% рынка с учетом ограничений на полеты в азиатские страны и четыре европейские страны.
Что будет с купленными авиабилетами?
Из-за запрета компании вынуждены возвращать деньги пассажирам и менять билеты без штрафов.
S7 уточнила в своем заявлении, что предложит пассажирам отмененных рейсов оформить возврат полной стоимости билетов, а также предоставит возможность без штрафов обменять их на более поздние даты или другие направления. «ЮТэйр» обещает пассажирам, успевшим ранее купить билеты в Милан и Берлин, вернуть их полную стоимость без штрафных санкций. Также компания предлагает обменять их на билеты в Ригу, Вену или Минск с датой вылета до 31 мая без доплат и штрафов.
Как отмечала Ассоциация туроператоров, чтобы не возвращать билеты и сохранить хоть какие-то деньги, компании пытаются переоформлять максимальное количество билетов. Каждый день новые страны закрывают границы для иностранцев или целенаправленно для граждан России. Так, 12 марта Словакия закрылась для иностранцев и остановила пассажирское сообщение. Чехия прекратила выдавать шенгенские визы. Авиакомпания «Победа» прекратила полеты в эти страны. Тем, кто не успел улететь, деньги обещают вернуть автоматически.
Что будет с ценами на билеты?
На цены на билеты помимо массовой отмены рейсов также влияют курсы валюты. Рубль уже несколько недель дешевеет к доллару и евро. Это может привести к росту цен как на внешние, так и на внутренние перелеты.
Цена на авиабилет в том числе зависит от того, какой курс взаиморасчетов между сторонами используются в системах бронирования. В ночь с 11 на 12 марта этот курс вырос на 10% — вслед за изменением курса рубля от российского ЦБ. Соответственно, билеты подорожали. В себестоимость билетов на внутренних направлениях заложено примерно 30% издержек в валюте в виде лизинговых платежей за самолет и техническое обслуживание, подсчитал Андрей Крамаренко. Если курс валюты растет на 10%, это прибавляет примерно 6% к издержкам за каждый перелет, полагает он.
Проблема в том, что конкуренция на внутренних рейсах также вырастет, так как многие компании будут переориентироваться на внутренние направления. Для компаний это может обернуться потерями.
Сильная конкуренция и снижение спроса на билеты в итоге могут привести даже к тому, что цены будут снижаться по сравнению с предыдущим годом, полагает главный редактор авиационного портала Avia.ru Роман Гусаров. Это может произойти уже в летний сезон — в это время, когда компании собирают основную выручку.
«Очевидно, что когда нет спроса, компании будут снижать цены. А куда им деваться? Без выручки авиакомпании существовать не могут», — отмечает эксперт.
Обычно в феврале цены самые низкие, дальше они ползут вверх в преддверии сезона. В этом году, по мнению экспертов, цены могут и не поползти вверх.
«В этом году роста не будет, потому что спроса нет. Нет весенних, нет летних бронирований, у авиакомпаний нет выручки от будущих продаж. Перевозчикам придется привлекать людей, чтобы они побороли свои страхи и полетели», — отмечает Гусаров.
Кто понесет больше издержек?
Крупным авиакомпаниям придется сложнее, чем маленьким, потому что за несколько месяцев низкого спроса и простоя могут скопиться значительные убытки, полагает Роман Гусаров. Государство, по его словам, должно быть заинтересовано поддержать перевозчиков, но в условиях масштабного кризиса дотации могут понадобиться и другим отраслям, и до авиаторов поддержка не дойдет.
По мнению Гусарова, осенью 2020 года на российском рынке может произойти банкротство кого-то из игроков — как это произошло с авиакомпанией «Трансаэро» осенью 2015-го.
На китайском направлении «Аэрофлот» мог просчитаться, полагает Сахнова. Необходимость отправлять недозагруженные рейсы может оказаться более убыточной, чем отмена рейсов — даже с учетом необходимости выплачивать стоимость операционного лизинга. «Аэрофлот» может понести убытки и сейчас, даже с учетом того, что, скорее всего, останется единственной российской компанией, выполняющей рейсы в несколько европейских столиц.
«Аэрофлот», возможно, все еще надеется на билеты, купленные заранее. Но на самом деле большинство пассажиров сдадут билеты. И что хуже того, сократятся прибыльные перелеты в бизнес-классе, — отмечает Сахнова.
В то же время сценарий, при котором «Аэрофлот» останется монополистом на рынке, невыгоден регуляторам и другим участникам рынка — например, аэропортам — потому что тогда компания сможет диктовать свои условия, продолжает Крамаренко.
По словам Елены Сахновой, нынешний кризис будет проверкой менеджмента авиакомпаний — именно от них, а не от размера господдержки, будет зависеть то, сколько компаний переживут снижение спроса. Есть компании, которые вошли в кризис в сложном положении, например, «ЮТэйр». Но для всех остальных начинается нормальная бизнес-деятельность — необходимо договариваться с партнерами, в частности, с лизинговыми компаниями.
В последующие после кризисных для отрасли годы власти, в частности, отменили НДС на внутренних линиях, ввели возврат акциза за авиакеросин и дифференцированную ставку за обслуживание, например, за аэронавигацию. Российские компании платят за нее меньше, фактически получая преференции за счет иностранных конкурентов, которые летают над Россией.
«Огромный набор мер поддержки выбран и освоен. У государства нет [больше] ресурсов, чтобы вкладывать деньги в отрасль», — говорит эксперт.
Поможет ли государство авиаотрасли?
Заявлений о том, что правительство поможет авиакомпаниям, действительно не было. Более того, перевозчики уже не первый год несут убытки, в том числе по вине государства. Российские перевозчики начали жаловаться на рекордные убытки в 2018 году — одной из главных причин был резкий рост цен на авиакеросин.
В конце октября 2018 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года «представить в случае необходимости предложения с соответствующими обоснованиями по размеру единовременной компенсации расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиационного топлива с целью сдерживания цен на пассажирские авиационные перевозки».
В середине октября 2019 года Путин снова поручил правительству до ноября выделить из резервного фонда средства на компенсацию расходов авиакомпаний, возникших в результате роста цен на авиакеросин в 2018 году. В конце февраля 2020 ассоциация обратилась к недавно назначенному премьеру Михаилу Мишустину с просьбой решить вопрос с компенсациями. Но они так и не были выплачены.
В 2019 году российские авиавласти запретили полеты из России в Грузию. По данным «Ведомостей», потери авиаперевозчиков составили около 3,2 млрд рублей. Однако по данным на ноябрь 2019 года, компенсацию авиакомпании, среди которых «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7, так и не получили.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предсказывала убытки за 2019 год в размере 40 млрд рублей против 51,7 млрд в 2018-м.
Главные автомобильные новости недели — в видео ниже.