В 2020 году календарь Формулы 1 включает в себя 22 гонки — это рекордное количество Гран При в истории чемпионата мира. Вообще в новом гоночном сезоне многое должно было произойти впервые в истории — однако сейчас события носят характер скорее отрицательный, чем положительный.
В планы Формулы 1 вмешался коронавирус. В первую очередь пришлось отменить китайский Гран При, который должен был состояться 19 апреля — четвертый этап чемпионата мира. При этом подчеркивалось, что речи об отмене Гран При Китая не идет, но при этом новая дата гонки названа не была. Сомнительно, что уик-энд в Шанхае состоится вовсе, поскольку неизвестно, когда эпидемия пойдет на спад.
Даже если дата для гонки будет определена, специалистам по логистике в Формуле 1 будет весьма непросто вписаться в и без того плотный график чемпионата, участники которого вместе с тоннами оборудования каждые две недели (иногда и чаще) в течение девяти месяцев летают из страны в страну. Еще сложнее будет зазвать болельщиков в страну, где коронавирус Covid-19 зародился.
Гонки без зрителей
Учитывая темпы распространения эпидемии, последствия для чемпионата могут оказаться куда серьезнее.
Первый Гран При нового сезона Ф1 должен состояться в Австралии уже в конце этой недели — 15 марта. Несмотря на вирус, в Мельбурне настроены весьма оптимистично и не ожидают никаких проблем. Хотя американская певица Майли Сайрус, которая должна была дать концерт для болельщиков после гонки, решила в Австралию не лететь.
«Никаких данных о массовых заболеваниях в штате Виктория сейчас нет, так что меня не заботит массовое скопление людей — также как не заботят прогулки по улице. Я не думаю, что Гран При Формулы 1 несет какой-то риск», — цитирует главу медицинского штаба правительства Австралии Брендана Мерфи Motorsport.com.
Уже объявлено, что трибуны трассы «Сахир», где гонка проходит при искусственном освещении, будут пустыми — промоутеры Гран При Бахрейна решили не допускать массового скопления людей, которое может способствовать распространению болезни. Гонка Формулы 1 будет транслироваться в прямом эфире, но пройдет без зрителей — опять же, впервые в истории.
«Если мы боимся коронавируса, лучше оставаться дома», — заявил чемпион мира 2007 года Кими Райкконен, который сейчас выступает за команду Alfa Romeo. Возможно, что участникам Формулы 1 и болельщикам придется оставаться дома по ходу еще нескольких уик-эндов.
Например, существует высокий риск отмены Гран При Вьетнама, который запланирован на 5 апреля. Граничащая с Китаем страна должна была впервые в истории принять этап Формулы 1 и даже построила для нее гоночную трассу в Ханое.
Под вопросом и судьба Гран При в Монце, даже несмотря на то, что этап состоится еще не скоро и намечен на начало сентября. Сейчас в Италии введен карантин, вирус распространяется стремительными темпами и уже унес жизни более четырех сотен человек. Был риск, что сотрудники команд Ferrari и Alpha Tauri (в составе которой выступает россиянин Даниил Квят), а также шинники из Pirelli из-за карантина не смогут отправиться на Гран При в Австралию. Чтобы покинуть Италию, им пришлось получать разрешение властей.
«В первую очередь стоит думать о безопасности, — сказал управляющий директор чемпионата Росс Браун. — Не надо идти на неоправданные риски, но не стоит и прекращать любую деятельность. Если вся экономика остановится, это повлечет куда более серьезные последствия, чем болезнь. Однако коронавирус остается серьезной угрозой».
Другие серии тоже пострадали
Формула 1 стала не первой гоночной серией, которой пришлось отменить соревнования. Еще в начале февраля, когда Всемирная организация здравоохранения объявила о чрезвычайной ситуации, заезды в китайском городе Санья отменила серия гонок на электромобилях Формула Е.
За последующий месяц ситуация с болезнью в мире серьезно ухудшилась. В первую субботу апреля электрические гонки должны были пройти на улицах Рима, однако из-за коронавируса Формула Е отложила этап на неопределенный срок. Учитывая, что сезон этой серии заканчивается в июне, поиск замены итальянской гонки представляется сложной задачей.
Под угрозой срыва находятся еще несколько этапов Формулы Е в странах, где были зафиксированы случаи заражения коронавирусом. Например, гонки в Южной Корее (3 мая) и в Индонезии (6 июня).
Коронавирус не обошел стороной и чемпионат мира по мотогонкам MotoGP. Гоночный календарь премьер-класса, который состоял из 20 этапов, уже лишился Гран При Катара. Эта гонка должна была открывать новый сезон MotoGP.
Мотогонок в марте не будет вовсе — занимавший второе место в расписании чемпионата Гран При Таиланда передвинули на первые выходные октября. Начнется ли сезон MotoGP в Остине 5 апреля (этап в США должен был стать третьим) — тоже большой вопрос.
«Шансы на проведение гонки в Остине 5 апреля минимальные, — цитирует Autosport.com.ru президента Международной мотоциклетной федерации (FIM) Хорхе Виегаса. — Мы уже ищем альтернативную дату. Но ситуация меняется настолько стремительно, что пока невозможно сказать что-то большее. Если потребуется, то мы продлим сезон до января. Мы можем проводить по две гонки за уик-энд. Если не будет выбора, то проведем гонки без зрителей».
По состоянию на 10 марта в сумме крупнейшие гоночные серии отменили и отложили на неопределенный срок пять этапов. Но и это далеко не все. Был сорван старт сезона первенства гонок машин Гран Туризмо GT World Challenge (раньше называлась Blancpain GT) в Монце; отложена гонка главной формульной серии Японии Superformula на «Сузуке»; в Катаре отменены мотоциклетные соревнования World Superbike. Не говоря уже про десятки любительских гоночных соревнований.
Трудно представить, сколько организаторы гонок потеряли в деньгах из-за коронавируса. Но можно вообразить, скольких впечатлений лишились простые зрители. Хочется верить, что решение проблемы скоро будет найдено — иначе в 2020 году мы совсем останемся без гонок.
Смертельный вирус повлиял не только на гонки и другие массовые мероприятия. С экономическими последствиями вспышки заболевания столкнулись в разных отраслях промышленности во многих странах, в том числе в России. Так, коронавирус угрожает отечественному автопрому. Как именно — узнаете, прочитав наш материал.
Главные автомобильные новости последних суток — в видео ниже.