Госдума приняла в первом чтении законопроект, позволяющий гражданам обжаловать через госуслуги водительские штрафы, вынесенные ГИБДД, судами или другими органами власти на основании данных с дорожных камер. Для выяснения отношений с организацией, наложившей санкции, не придется даже выходить из дома: ответ на жалобу придет также через портал. Парламентская оппозиция законопроект поддержала, но предположила, что работать он не будет, так как значительная часть камер в регионах эксплуатируется частными компаниями, заинтересованными в получении доли от штрафных начислений.
Поправки к КоАП, принятые 3 марта в первом чтении, внесены в Госдуму депутатом Рафаэлем Марданшиным («Единая Россия») в октябре 2019 года. Законопроект вводит процедуру обжалования штрафов за нарушение ПДД, вынесенных на основании данных с камер, прямо на портале госуслуг. Жалобу можно будет направить в ГИБДД, суд или в другой орган, приложив необходимые фотографии и видеоматериалы, например съемку видеорегистратора. Ответ на жалобу придет также через портал.
Сегодня для обжалования штрафов ГИБДД нужно побывать в отделении или выслать заявление почтой. В Москве для отмены штрафа за парковку, впрочем, достаточно направить «Администратору московского парковочного пространства» фотографию заявления через сайт. «Гражданам приходится отправлять заявления почтой, ходить в ГИБДД, суд, обивать пороги, тратить на это время. Это неправильно», — заявил Рафаэль Марданшин. Понадобится принять также постановление правительства, уточняющее, что получение штрафа на портале госуслуг является «юридически значимым действием», после которого стартует отсчет десятидневного срока на обжалование.
В бюджете Москвы, к примеру, на 2020 год заложено 3 млрд руб. на рассылку штрафных писем всех категорий. Общая же сумма затрат регионов на эти цели равна примерно 6 млрд руб. в год (каждое письмо стоит 50 руб., в 2019 году с помощью камер вынесено 120 млн штрафов). Возможность отказаться от писем уже есть: специальный сервис «Почты России» позволяет получать юридически значимые документы через мобильное приложение. Потребуется время на «синхронизацию баз данных», пояснил господин Марданшин. В Минкомсвязи ранее заявляли, что с начала года тестируют взаимодействие систем ГИБДД и портала госуслуг. Поправки вступят в силу поэтапно: через десять дней после публикации закона граждане смогут обжаловать через портал штрафы в ГИБДД и в судах первой инстанции (такую поправку собирается внести Рафаэль Марданшин), затем — ранее вынесенные решения в остальных судах, а также региональные штрафы, например постановления за парковку на газоне.
Представители думской оппозиции, поддержав законопроект, много говорили о проблеме «частных камер». Речь идет о региональных концессиях: частная компания получает отчисления от штрафов в качестве вознаграждения за установку и эксплуатацию камер. Депутат от «Справедливой России» Олег Шеин привел в пример случай в Астраханской области в 2019 году, когда частный комплекс зафиксировал скорость в 184 км/ч у «Газели», перевозившей хлеб. «Получается, компании ставят людей перед необходимостью оправдываться, объясняться», — заявил господин Шеин. В рамках договора концессии в Астраханской области компания «Ростелеком», отметил депутат, получает 94% поступлений от штрафов.
«Мы единственная страна, где штрафы платят в частную контору, — поддержал критику коммунист Николай Коломейцев. — Пока это работает на частный карман, электронное обжалование работать не будет». Участвующие в концепциях компании, как правило, возглавляют «бывшие сотрудники ДПС, как минимум подполковники, а может, и генералы», заявил депутат, предложив ко второму чтению закрепить правило об обязательном направлении всех штрафов в муниципальный бюджет.
Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Ионин, в свою очередь, рассказал про недавний случай с трактористом Николаем Соколовым в Екатеринбурге.
«Психанул мужик, его нашли, заставили извиняться, — рассказал депутат. — Но сегодня он сгреб снег, завтра операторов бить будут и камеры ломать, начнется беспредел. Народ к этому идет потихоньку, ситуация накаляется. Необходимо уйти от частников в этой сфере». В феврале 2019 года, напомним, экс-вице-премьер Максим Акимов обещал ужесточить правила применения концессий для развития систем фиксации нарушений, но никаких мер и решений в итоге принято не было.
Иван Буранов
Главные автомобильные новости недели — в видео ниже.