Мало кто спорит, «Шаха» в свое время обошла «Трешку» в престижности, хотя долгое время, до 1984 года, обе модели выпускались в Тольятти параллельно. Действительно, ВАЗ-2103, чьей модернизированной версией и оказалась «Шестерка», многие ценят за свежесть и смелость замысла, за немудреный, но по тем временам актуальный лоск. Изначально именно «Трешка» для массового советского покупателя приоткрыла дверцу если не в премиальный сегмент в нынешнем смысле этого слова, то, как минимум, в «Люкс» по-советски.
Вероятно, сегодня уже нет смысла спорить, из какого источника черпали ВАЗ-2106. Стал он продуктом переработки идей FIAT 124 усовершенствованной версии Speciale 1972 года, как и «Трешка», или базировался уже на внутренних разработках ВАЗа, конструкторы которого к тому времени уже отчасти поднаторели? Имело место и то, и другое (пожалуй, в большей степени). Но машина удалась. Это признали даже сами итальянцы, когда в Тольятти показали созданный дизайнерами Антипиным, Пашко, Степановым и другими первый прототип новинки. Это было в 1975 году.
Слишком много хрома
В соответствии с техническим заданием, на обновление модели 2103 задача стояла деликатная. По сути, нужно было удешевить чрезмерно роскошную «Трешку» в производстве, модернизировать светотехнику до последних европейских стандартов, но добиться при этом ощущения более современного и модного автомобиля.
Изменения коснулись передней облицовки, задней панели багажника, бамперов. Казалось бы, пустяки — новые колпаки колес, боковые указатели поворотов прямоугольной формы, вентиляционные решетки, шильдик... Но автомобиль действительно изменился, реально превратившись в предел мечтаний нарастающей «плановой советской буржуазии».
Цена — лишь немногим ниже стоимости «Волги»
Заведующий базой, распределителем, крупным автосервисом, директор фабрики или треста кафе и ресторанов... Даже находящемуся на родине дипломатическому сотруднику было не зазорно выехать на дачу на новенькой «Шестерке». Она по цене не сильно уступала «Волге» ГАЗ-24, за «Шаху» просили 9 100 рублей.
А идеологическая рыночная ценность этой модели в СССР брежневских времен отчасти была сопоставима со стоимостью 3-комнатной квартиры! Вот и считайте, что и как изменилось в нашей стране за прошедшие годы.
Были новшества и в интерьере: обивка, подлокотники дверей. Сиденья обзавелись цельновелюровым верхом, а спереди появились регулирующиеся по высоте подголовники. Органы управления дополнили кнопкой аварийной сигнализации, подрулевым выключателем омывателя лобового стекла и реостатом освещения панели приборов. На консоли появилась отдельная контрольная лампа низкого уровня тормозной жидкости, которая больше не была совмещена с индикатором стояночного тормоза. И вообще, в сравнении с 2103, cхема электрооборудования заметно изменилась.
Продвинутая комплектация снабжалась радиоприемником, обогревом заднего стекла и красным противотуманным фонарем, крепившимся, как на экспортных экземплярах, под задним бампером слева или справа (для праворульных версий).
Случай, когда на легковом автомобиле задние фонари конструктивно объединены с освещением номерного знака, оказался едва ли не единственным в мировой практике.
Скорость и «плановый престиж»
Сегодня многие скажут, что перечисленные отличия 2106 от 2103 по нынешним меркам не тянут даже на глубокий рестайлинг. Скорее, небольшой фейслифт. Может и так, но тогда любое изменение в советском автомобиле считалось едва ли не революционным. Так, вариант двигателя 2103 с увеличенным с 76 до 79 мм диаметром цилиндров общим объемом 1,57 л на тот момент считался самым приемистым в стране. Если его мощность благодаря модернизации возросла не на много, с 75 всего до 78 л.с., то с крутящим моментом вышло иначе. Новый длинноходный мотор показал на 12% больший момент по сравнению с базовым (причем при существенно меньших оборотах). А это дало изрядную прибавку в динамике.
К обновленному мотору слегка адаптировали трансмиссию, сначала создав специальную версию коробки передач, отличающуюся уменьшенными передаточными числами на первых трех ступенях, а впоследствии комплектуя часть автомобилей редуктором с передаточным числом главной передачи, уменьшенным до 3,9. Усилено и сцепление: увеличены усилия диафрагменной пружины и площадь фрикционных накладок. Да что там! Новую силовую пару прочили в качестве базовой для готовящейся к выходу на конвейер «Нивы».
И все это дало искомый результат — «Шестерка» быстро приобрела славу роскошного и скоростного автомобиля. А что в абсолютных цифрах это выглядело довольно убого — до «сотни» за 16 с, а максималка 150 км/ч — так это уже не важно. Главное — ощущения. А ощущения от «Шахи» были ни с чем ранее не сравнимые.
Чехарда цифр
На самом деле, с модификациями «Шаха», на наш взгляд, подкачала, что еще раз говорит о цельности ее, если хотите, натуры. Не шли ей изменения. А скорее всего, она попала на слом времен, когда все настоящее, стоящее и вечное быстро девальвировалось во временное. Несмотря на технические новшества, падало и качество «Шахи».
К 1979 году наладили выпуск менее мощных модификаций ВАЗ-21061 с 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063 с мотором ВАЗ-21011 и вовсе на 64 силы. Популярности «Шахе» в народе «кастрированные» версии не добавили, хотя, если применять логику нормальной конкурентной экономики, тиражи за счет снижения цены должны были увеличиться.
Впрочем, в условиях советского дефицита потребитель раскупал любую технику, закрывая глаза на неудачное сочетание тяжелого кузова и слабенького мотора.
Первая официальная модернизация объявлена в 1982 году, когда ВАЗ-2106 стали комплектовать модернизированными 75-сильными (по новому ГОСТу) одноименными моторами ВАЗ-2106.
По просьбе с самого верха для семьи Брежнева изготовили переходную версию модели 2106-2107 с хромированными молдингами первой, бампером, капотом и сиденьями последней. Разумеется, в единственном экземпляре.
С 1985 года на экспортных версиях стала мелькать 5-ступенчатая трансмиссия, которая изрядно экономила топливо на трассе и снижала уровень шума. В 1988-м слегка доработали систему выпуска. В 1990-м освоили так называемую бесконтактную систему зажигания. Вместе с ней пока еще советский народ получил карбюраторы «Солекс», галогенные фары и улучшенную обивку салона.
«Улучшения» со знаком минус. Упадок
«Девяностые» ввергли модель в упадок. Спрос еще сохранялся, но уже в среднем и даже нижнем ценовом диапазоне. С проникновением на рынок иномарок люди быстро поняли, что советский автопром уже долгие годы кормит их «просроченным сеном».
В начале 90-х производитель избавился от хромированных молдингов, что стало полным кошмаром. Вазовцы вовремя одумались — вернули молдинги. Начали упрощать салон — велюр сидений сменили на дешевый текстиль, сошли на нет различные цветовые вариации обивки салона, на место ярких колпаков пришли куцые ступичные крышечки. Даже фонарики в торцах дверей заменили на дешевые катафоты. А в самом конце не хромировали даже радиаторную решетку. И так во всем.
В итоге к моменту окончания производства модели в 2006 году, когда она уже переехала на конвейеры Сызрани и Ижевска, «Шестерка» была уже не той фартовой красавицей, которая была пределом мечтаний каждого. Пусть ижевская версия ВАЗ-21067 и отличалась наличием системы впрыска топлива с каталитическим нейтрализатором, что обеспечивало выполнение норм токсичности Евро-2, но это уже была просто унылая «классика» — удел неудачников.
Автомобиль, выпущенный тиражом порядка 4,3 млн экземпляров, за 30 лет производства напрочь выпал из всех мировых тенденций по безопасности. Оказался не у дел в плане управляемости, динамики и комфорта. И мы даже не говорим о качестве.