Toyota RAV4 стояла у истоков «кроссоверостроения» и за десятки лет обрела огромную армию поклонников, поэтому нет ничего удивительного в рекордных результатах декабря прошлого года, когда новый RAV4 оказался на пятой строчке среди всех моделей российского рынка! Однако и Skoda с «Кодиаком» вовсе не села в лужу — чехи долго запрягали, но после старта производства в Нижнем Новгороде Kodiaq не покидает рейтинг самых популярных машин. Так что в сегменте C-SUV немудрено и голову сломать, выбирая себе автомобиль.
Внешность — в пользу «Тойоты»?
Прежде ни Skoda, ни Toyota не хватали звёзд с небосклона престижных дизайнерских конкурсов и не заставляли трепетать душу, чтобы дрожащими руками немедленно подписать счёт за автомобиль. Не случилось откровений и сейчас. Kodiaq запоминается разве что странными задними фонарями, а RAV4 попытались придать брутальности за счёт огромной решётки радиатора и «грубых» колёсных арок.
Стал ли от этого RAV4 более «мужской» машиной? Пожалуй, да. И бирюзовый цвет этому не помеха. Женщинам он нравится так же, как и прежде — по крайней мере, за рулём «Кодиаков» они встречаются гораздо реже. Тем более, Kodiaq крупнее — в длину на 97 мм (4 697 мм против 4 600 мм), а колёсная база на 101 мм превосходит расстояние между осями «Тойоты».
Внутри Skoda круче
Поэтому ничуть не удивляет тот факт, что сзади в «Кодиаке» гораздо просторнее! Toyota против геометрического превосходства «Шкоды» может предложить только регулируемый угол наклона спинок заднего дивана, но это же есть и у «Кодиака», да ещё и вместе с продольной регулировкой. К тому же, Kodiaq может быть и семиместным.
Сидеть сзади удобно и в RAV4, но Kodiaq за доплату можно оснастить трёхзонным климат-контролем, дополнительными розетками (включая 220-вольтовую), шторками на дверях, креплениями для планшетов, вешалкой для одежды. В список аксессуаров входит даже... кофеварка!
Хорошо организовано пространство «Шкоды» и спереди — здесь два перчаточных ящика, удобная ниша с беспроводной зарядкой (она есть и у «Тойоты»), «умные» штуки вроде мусорного ведёрка или подстаканников, позволяющих открывать бутылки одной рукой. А мультимедийный комплекс не только гораздо лучше вписан в переднюю панель, но и намного превосходит систему «Тойоты» по функционалу. Чётче тут и картинка с камеры заднего вида, а базовая музыка играет не хуже аудиосистемы в RAV4.
Но посадка хороша в обоих кроссоверах — наконец-то у RAV4 достаточный диапазон регулировки руля по вылету, а сиденья, хоть и простенькие на вид, но обеспечивают неплохой комфорт в дальних поездках. Удивляет только отсутствие вентиляции (её нет ни в одной из комплектаций RAV4).
Азия против Европы
Силовой агрегат «Тойоты» отвечает последним веяниям японо-корейской моды — тут двухлитровый атмосферник и вариатор. И, надо признать, эта связка идеально работает в городе — в пробках водитель и пассажиры избавлены от неприятных рывков, машина легко следует за педалью, а «взбодрить» мотор можно выбором спортрежима, в котором поддерживаются более высокие обороты.
К RAV4 с вариатором у нас и прежде не было претензий, нет их и сейчас. Придраться можно только к режимам, когда нужно ускориться в пол или быстро стартануть с места — и касаются они даже не вялой динамики (порядка 12 секунд до сотни), но и слишком громкого ора двигателя.
Kodiaq тоже не укладывается в паспортные 9,7 секунды, показывая на полторы больше — тому виной робот DSG, который бережёт сцепления, поэтому старт получается с задержкой. И сколько ни бьются инженеры, но никак не могут победить рывки в пробочных режимах. Вроде бы и стало лучше, но порой киваешь головой, когда коробка вдруг решает переключиться в самый неподходящий момент. Возникают небольшие рывки и при парковке.
Разумеется, DSG при каждой удобной возможности забирается на высшую, шестую ступень, пытаясь всеми силами экономить топливо. Получается плохо — тяжёлый полноприводный Kodiaq в зимних условиях ест ничуть не меньше «Тойоты» с вариатором и атмосферником — около 11 л/100 км. Причём кормить его надо бензином с октановым числом не меньше 95, хотя Toyota официально разрешает лить «92-й».
Но, если абстрагироваться от цифр, то субъективно Kodiaq ощущается более живым и шустрым — конечно, ему на пользу идёт и перевес в крутящем моменте, и хорошая обзорность. Но и управляется Skoda вполне по легковому. Впрочем, Toyota тоже неожиданно резво реагирует на повороты руля (а сам руль тут даже «острее»!), но не даёт забыть, что это всё-таки кроссовер. Проходимость у RAV4 тоже лучше: больше клиренс, меньше база, не помеха ему теперь и диагональное вывешивание. Хотя сама полноприводная трансмиссия у «Шкоды» настроена азартнее — по снегу и льду на нём можно даже ездить в управляемых заносах! Правда, углы скольжения должны быть небольшими, иначе отреагирует система стабилизации (её хватку можно лишь немного ослабив, выбрав в меню ESC Sport).
RAV4 стал комфортнее!
Да, наконец-то мы можем констатировать, что водителю RAV4 уже не нужно покупать беруши. Если не считать оглушительного рёва мотора при интенсивных ускорениях, то все остальные шумы тут стали сглаженнее и не так раздражают уши. Конечно, слабовато изолированы колёсные арки, но прогресс заметен.
Мотор «Кодиака», напротив, почти не слышно, да и остальных шумов — минимум. Однако плавность хода всё ещё вызывает вопросы — Skoda неприятно реагирует на стыки, а до кучи слышно и громыхание подвески. RAV4 круто идёт по разбитым загородным дорогам и грунтовкам, но огорчает чрезмерным вниманием ко всяким городским «острым» неровностям и «лежачим полицейским». Виной всему 19-дюймовые колёса?
Цена — ничто, имидж — всё
Итог несколько удивляет и никак не коррелирует с результатами продаж. Kodiaq не только в совокупности превосходит RAV4 по «хозяйственным» дисциплинам и динамике, но его можно купить дешевле за счёт возможности выбора комплектаций попроще. Полноприводные версии со 150-сильным турбированным 1.4 и роботом DSG стоят от 1 829 000 рублей, а тестовая машина в исполнении Hockey Edition (это «надстройка» для Ambition за дополнительные 137 тысяч) и рядом опций стоит 2,2 миллиона рублей.
Двухлитровая Toyota RAV4 с вариатором и полным приводом только начинается с 2 087 000 рублей (такие RAV4 идут минимум в приличном исполнении Комфорт), а «наш» кроссовер в комплектации Престиж и окраске металлик чуть вываливается за 2,3 миллиона — но за эти деньги Toyota предлагает кожаный салон, электропривод водительского кресла с памятью положений и уже упомянутые 19-дюймовые колёса. Придётся доплатить и за частое (раз в 10 тысяч километров) сервисное обслуживание. Хорошо, что высокие страховые тарифы уже начали снижаться после внедрения противоугонной маркировки — об этом мы недавно рассказывали в отдельном материале.
Но покупателей не пугают эти факторы, как и то, что тут вариатор вместо привычного автомата — по итогам двух месяцев 2020 года RAV4 занимает седьмое место в списке самых популярных моделей на рынке (продано 6 302 машины). А Kodiaq при всех своих «семейных» достоинствах вроде продуманного салона и большого багажника довольствуется лишь 20-м местом и результатом в 3 337 проданных кроссоверов. И предпосылок, что ситуация может измениться, нет никаких. Особенно на фоне очередного кризиса, так как именно RAV4 сохраняет максимум остаточной стоимости, поэтому считается выгодной покупкой.