В Индии покупают грузовики без кабины: рассказываем, почему

Современная Индия выпускает очень неплохие легковушки. А вот грузовики, которые делает индийский автопром, - настоящие динозавры из прошлого! 
Алексей Кованов

Больше всего грузовиков делает компания Ashok Leyland Corporate. В 1948 году индийский борец за свободу из Пенджаба Рагхунандан Саран по совету первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру (помните это имя из советских учебников истории?) основал компанию по выпуску автомобилей. Притом независимость независимостью, но выпускать Саран решил английские легковушки Austin.

В пятидесятых автопромышленник задумался над производством грузовиков, и в 1954-м появилось совместное индийско-британское СП под названием Ashok Leyland. К середине семидесятых бывшие партнёры разругались, хотя некоторое время ещё продолжали поддерживать своих бывших компаньонов. Так вот: самый популярный современный грузовик Индии — прямой потомок тех самых «Лейландов»!

Модель Comet — не просто главный грузовик Индии, а фактически национальное достояние. В основе примитивной, но фантастически надёжной машины лежит шасси родом из начала 1950-х: с барабанными тормозами, рессорной подвеской и... без кабины. Здесь так принято: человек покупает голое шасси (это выглядит весьма забавно) и своими силами сооружает кабинный модуль и грузовую надстройку.

Почему так? Из экономии: «голое» (во всех смыслах) шасси стоит дешевле всего. Кроме того, индийские водители — любители самобытного тюнинга: грузовики здесь считаются предметом народного творчества. Поэтому поставить деревянные двери, смонтировать накрышный спальник и расписать машину узорами и картинами считается за обязательную подготовку машины перед первым рейсом.

Ещё одна забавная особенность «Комета» – маленький шестилитровый дизель отдачей 180-210 л.с. И он стоит на машине формата КАМАЗа! Впрочем, маломощные моторы вообще характерны для местных грузовиков.

Новейший тягач Ashok Leyland Newgen, рассчитанный на буксировку автопоезда полной массой 49 тонн, развивает те же 210 сил. Что неудивительно: новинка построена на старом-добром шасси «Комета». Но уже оснащена пусть не самой современной, но кабиной. Представляете скорость, с которой может ехать такая сцепка? Для тех, кому Newgen не по карману, выпускается Ecargo (у него кабина от древнего Ford Cargo).

Плюс компания делает грузовички Avia. Чешскую марку после банкротства купила корейская Daewoo, а когда корейцы «сдулись» сами, права на среднетоннажник купил Ashok Leyland. Интересно, что тяжелые модели из семейства Daewoo Novus достались конкуренту — компании Tata. А ещё «Тата» делает грузовики Prima — это дорогой флагман, который, правда, почти не продаётся.

Кассу марке Tata делают древние лицензионные «Мерседесы»: капотная L-серия и бескапотный LPT считаются основой грузового автопарка страны. Несмотря на слабенькие движки (130 сил!) выносливые машины 40-летней давности возят столько, сколько нагрузят…

Кстати, сам Mercedes-Benz под маркой Bharat-Benz («Индийский Бенц») производит и продаёт пусть упрощенные, но относительно современные «Аксоры». Около 20 версий машины, закрывая гамму от 9 до 49-тонн, расходятся среди местных перевозчиков весьма бойко. Такие же грузовики локальной сборки можно купить под брендом Fuso, правда, они оснащаются японскими моторами.

Mahindra выпускает локализованную версию американских грузовиков International: американцы предоставили самое простое шасси и маломощный двигатель, для которого покупаются китайские кабины. Также кабинами из Поднебесной не брезгует бренд Eicher. Эта марка знакома каждому индийцу по своим мотороллерам и грузовичкам вроде нашей «Газели» (лицензионные Mitsubishi).