Возможно, 20 января и следует считать исторической датой, поскольку именно Лондон оказался местом первого использования радара в карательных целях по отношению к водителям. Здесь отправная точка массового преследования лихачей дорожной полицией с применением технических средств, хотя радары и до этого эпизодически использовались в тех же целях.
Без нюансов в этом деле не обошлось. Тут важно не путать радар и камеру видеофиксации. Смысл примерно один и тот же — определить скорость движения, — но способ определения разный. Забегая вперед, скажем, что камеры видеофиксации почти не отставали в развитии от радаров, но радары лет пятьдесят не пускали их на дороги, оставаясь более простыми, недорогими, а следовательно и более массовыми устройствами.
В истории с радарами начиналось все в относительно далеком прошлом. Изобретателем радара — прибора, способного обнаружить движущийся объект и даже определить его скорость, стал советский ученый Павел Ощепков.
Наш соотечественник в 1932 году выступил с докладом, в котором рассказал о своем открытии. Против автомобилистов товарищ Ощепков, надо отдать ему должное, ничего не имел. Он работал на «оборонку» и предлагал использовать эффект отражения радиоволн для поиска летящих самолетов, что, собственно, и было экспериментально доказано в январе 1934 года. Так, публикация об удачном опыте обнаружения аэроплана, летящего на высоте 150 метров, без визуального контакта с ним, сразу же стала научной сенсацией.
Авиатехнологии на дорогах
Так что миллионам оштрафованных за превышение скорости водителям по всему миру можно порекомендовать сказать нам, русским, «большое спасибо». Впрочем, идея применить полезное изобретение именно в сфере контроля за соблюдением правил дорожного движения принадлежит, скорее всего, американцам.
На волне их массовой автомобилизации в начале «пятидесятых» годов прошлого века первые радары для контроля скорости движения автомобилей применили в штатах Мичиган и Индиана. Необычные громоздкие устройства на дорогах, не сулящие гонщикам ничего хорошего, были замечены в 1954 году.
Но жизнь автомобилистов оставалась вольготной еще до начала «шестидесятых», пока в 1961-м американская фирма Radatron Tonawanda не освоила выпуск первых минирадаров.
Вот этими устройствами уже начала пользоваться почитай вся прогрессивная дорожная полиция, которая в разы увеличила собираемость штрафов. Такой радар работал на частоте 2,455 ГГц, а расстояние, на котором контроль считался достоверным, составляло два километра.
Про новинку сразу написали научные издания тех лет, например, американский журнал «Популярная электроника», что и стало поводом для... Правильно! Для изобретения антирадара! В привычном для нас формате работающий от прикуривателя антирадар в 1970-х годах внедрил предприниматель из США Дэйл Смит. Кстати, уже с тех самых пор во многих штатах антирадары были запрещены законодательно.
По «Интернету» сегодня гуляет красивая байка о самой высокой скорости, которую когда-нибудь довелось зафиксировать полицейским радаром. Якобы в 2010 году 37-летний швед на своем Mercedes-Benz SLS AMG прокатился по швейцарскому автобану между Берном и Лозанной со скоростью 290 км/ч. И ему якобы был назначен штраф в размере одного миллиона долларов.
Не заставили себя ждать радары и в СССР. Они появились после выхода Постановления Совета Министров СССР от 20 июля 1972 года No 539 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
Вплоть до 80-х годов ГАИ использовала механические радары со световым индикатором скорости «Фара», которые сигнализировали о превышении скорости световым сигналом. Причем порог срабатывания инспекторы устанавливали самостоятельно, на «глазок». Лишь с появлением радара «Барьер» стало возможным с минимальной погрешностью фиксировать конкретную скорость автомобиля.
А где были камеры?
Камеры видеофиксации, которые так долго были в тени, но сегодня повсеместно вытесняют живых сотрудников автоинспекции с дороги, родом тоже из «пятидесятых». Их изобрел раллийный чемпион Морис Гетсонидес.
Именно с такого устройства началась история голландской компании GATSOmeter BV — крупнейшего производителя камер контроля скорости. За успех своего бизнеса Гетсонидес, разумеется, должен сказать спасибо дружбе с высшими полицейскими чинами Голландии, которые, собственно, долго и были основными заказчиками его видеофиксаторов. Вот так гонщик — большой любитель полихачить — разбогател на других лихачах.
И все же, вопреки более высокой объективности, видеофиксаторы на целых полвека уступили первенство радарам. Что и понятно. Они оказались существенно дороже, а для использования изображений в доказательной базе требовались законодательные изменения и наличие соответствующей инфраструктуры.