Французы, на которых почти всю свою жизнь работал итальянец Фламинио Бертони (важно не путать его с Бертоне), по-разному оценивали талантливого художника и инженера. Его дважды арестовывали во Франции. Первый раз с началом Второй мировой, как выходца из фашистской Италии, и потом ненадолго после ее окончания — уже за коллаборационизм и якобы сотрудничество с оккупационным режимом.
![Потом все те же французы рукоплескали его работам и награждали Орденом Искусств и литературы Французской республики за заслуги в области дизайна, архитектуры и скульптуры. Потом все те же французы рукоплескали его работам и награждали Орденом Искусств и литературы Французской республики за заслуги в области дизайна, архитектуры и скульптуры.](https://resizer.mail.ru/p/7d1ccaf4-792b-536d-b32c-349f8f550134/AQABXLH24ReV2Nyjy1gz4RCKqzxaGsqxDWiBNE7Heoh1DHxKuRIfZ9QnoEFVBwixKPSlNoLK8wJi5j3w4tLJnuN2h0A.jpg)
Бертони родился в городке Варес на севере Италии. Учился в технической школе. Не успев ее закончить из-за смерти отца, он устроился на работу в кузовную мастерскую Маччини, где впервые и проявился его интерес к автомобилям. С 1923 по 1925 годы жил в Париже, во французскую столицу его пригласили местные инженеры, сумевшие распознать в юноше талант незаурядного автодизайнера.
Затем вновь была работа на Маччини в Италии, но уже в качестве главного дизайнера и, наконец, собственная студия. Дело Бертони процветало, его работы демонстрировались на выставках в Милане и Риме. Однако Фламинио влюбился и был вынужден (его мать не одобрила союза с Джованной Барчелла) уехать с невестой в Париж, где они вскоре поженились и в 1932 году стали родителями.
![В 1932 году Бертони поступил на работу в Citroеn, которому впоследствии отдал более 30 лет жизни. В 1932 году Бертони поступил на работу в Citroеn, которому впоследствии отдал более 30 лет жизни.](https://resizer.mail.ru/p/6044c596-8caf-5d92-bf63-ed9858f8e35c/AQAB7yQWRFZ90gny5VfrJfJTaChuuXNSzPu2mOQa7bpcSHsLE2gPlV4xr76ig6EwFlV7AEbLECRx_eOFm21bcSLyCCE.jpg)
Вместе с Андре Лефебром в Citroen Бертони принялся за разработку нового автомобиля. Если верить легендам, Андре Ситроен отверг несколько предложенных вариантов внешности будущего Traction Avant, а окончательным стал созданный в пластилине буквально за ночь макет, который поразил всех.
В машине было все, Бертони удалось объединить в необычном для тех лет кузове художественное конструирование с технологичностью и утилитарностью. Переднеприводный автомобиль с просторным салоном и великолепной управляемостью в 1934 году приняли с восторгом.
![На Traction Avant не только охотно раскатывали агенты гестапо, но и французские полицейские во главе с книжно-киношным комиссаром Мегрэ. Догнать этот быстрый и верткий автомобиль в те времена было сложно. На Traction Avant не только охотно раскатывали агенты гестапо, но и французские полицейские во главе с книжно-киношным комиссаром Мегрэ. Догнать этот быстрый и верткий автомобиль в те времена было сложно.](https://resizer.mail.ru/p/52a02c99-d125-55b4-a333-0a2f0aae0754/AQABPv5QJQTi55ttEyVBdWzCKBncUPXerdw8trc5yyXVPxuSJ8udjg7T64yg20ahMDLZXyK06US9oKUcA2p5_4nG3dM.jpg)
Работы над знаменитым «Де шво» начались еще перед войной, в 1936 году. Проектный центр Citroеn решал задачу по разработке нового небольшого автомобиля для самых широких масс населения, включая крестьян, которым нужно было на чем-то возить мешки с поля на ферму.
![Первые прототипы модели Citroen 2CV, появившиеся в 1938 году, были верхом и, если хотите, гимном утилитарности. Единственная фара, простой кузов на трубчатом каркасе с характерной рифленой панелью капота, складной брезентовый верх, двери на наружных петлях... Бертони впервые совместил багажник с салоном, значительно увеличив вместимость автомобиля, что предопределило новый тип кузова. Так, по сути, родился один из первых хэтчбеков. Первые прототипы модели Citroen 2CV, появившиеся в 1938 году, были верхом и, если хотите, гимном утилитарности. Единственная фара, простой кузов на трубчатом каркасе с характерной рифленой панелью капота, складной брезентовый верх, двери на наружных петлях... Бертони впервые совместил багажник с салоном, значительно увеличив вместимость автомобиля, что предопределило новый тип кузова. Так, по сути, родился один из первых хэтчбеков.](https://resizer.mail.ru/p/7afa6460-9291-5cd1-be49-620543d1fb6f/AQABR7rrF6I8_4pQNML-_ujjawIoY2_AjQ_UFcMicLx6uaihGxpNY6o5YUjpKjXNX-2swWef-wUua6NjNWXMsy9s7hE.jpg)
Не меньший восторг вызывало и шасси. Передний привод, торсионная подвеска, когда каждое колесо подвешено на единственном продольном рычаге, а горизонтальные пружины передней и задней подвесок упираются в общий резиновый буфер. В результате одна пружина разгружала другую, а конструкция в целом позволила обеспечить беспрецедентно длинный ход подвески. Ездил 3,9-метровый и 570-килограммовый 2CV благодаря оппозитному 2-цилиндровому мотоциклетному двигателю BMW с водяным охлаждением мощностью 9 л.с.
Но родиться серийный 2CV не успел из-за войны. Опять же, если верить легендам, Андре Лефебр тайно продолжал тесты, избавляясь от слабых мест в конструкции 2CV: машина сменила не только стеклоочистители и колесные диски, но и поменяла механические тормоза (сзади) на гидравлику; систему водяного охлаждения двигателя заменили на более простую воздушную; без конца доводили подвеску. Рассказывают, что управляющий компании прогрессист Пьер-Жюль Буланже до войны выдвинул инженерам условие: «Поставить в машину корзину с яйцами и проехать по пашне так, чтобы ни одно яйцо не разбилось».
![](https://resizer.mail.ru/p/7f7e6525-537c-53ec-a6ca-5961febd555e/AQABZ6UO7oOzWQRJ4GMRT3mox_WhvpbuMPnwdJ-bg4J-mPU9DAJNCzpZkbHVCB1-qafHGC4Q1IsTzlPG5qp6i_wj7l4.jpg)
После войны работа над автомобилем продолжалась, а премьера Citroеn 2CV (deux chevau — 2 л.с., так называемая налоговая мощность) состоялась в 1948 году. Забавную новинку приняли прохладно и скептически, окрестив ее самым некрасивым автомобилем в мире. Обидных прозвищ хватало: «Гадкий утенок», «Хромой утенок», «Застекленное кресло-качалка», «Четыре колеса под зонтиком» и тому подобное. Однако продажи быстро доказали жизнеспособность концепции. Машину полюбили и стали охотно покупать! Недорогая, практичная, простая в ремонте, удобная и экономичная — автомобиль на все случаи жизни...
![Отдельные уже изрядно модернизированные экземпляры 2CV сходили с конвейера вплоть до 1990 года. За сорок лет эта модель разошлась по миру тиражом более пяти миллионов штук, действительно став народной. Отдельные уже изрядно модернизированные экземпляры 2CV сходили с конвейера вплоть до 1990 года. За сорок лет эта модель разошлась по миру тиражом более пяти миллионов штук, действительно став народной.](https://resizer.mail.ru/p/79253e98-df7c-5e91-aeda-0b0d3c779ca7/AQABYtzxM4T3rZ3wDRLDPf_zHtEGV4sPTYeE7JiAEcAnEWFBv6tFNV-fmxyGmEoztV6O_lPCGzKcmHiuTXaCbpDGxRA.jpg)
Однако главным событием в карьере Фламинио Бертони стал невероятный Citroen DS19, который произвел настоящую сенсацию на 42-м Парижском автосалоне 1955 года. Из-за огромного количества желающих его посмотреть павильон, где был представлен автомобиль, пришлось перевести на круглосуточный режим работы — беспрецедентный случай в истории автосалонов. Элегантный, стремительный, простой, изящный.
![Ажиотаж на автосалоне уже к концу первого дня показа позволил собрать 12 000 заказов, а через неделю — более 80 000. Такой успех автомобиль отмечал впервые в истории! Ажиотаж на автосалоне уже к концу первого дня показа позволил собрать 12 000 заказов, а через неделю — более 80 000. Такой успех автомобиль отмечал впервые в истории!](https://resizer.mail.ru/p/6c2dbeac-0a8f-55c1-9548-5d4146c3dc9b/AQABqPDteQ5YCHUZ-e34KYrwIzGgBNjvuXyfOmJozylCQ5Puv2nDfIOrro0DHTDh6QNecoDS1Ar38ne0FzusRX0xyPA.jpg)
DS19 был эксцентричным, неординарным, но в то же время невероятно органичным: низкий, вытянутый силуэт, большая площадь остекления, обтекаемая корма и закрытые колеса. Легкость «богини» («deesse» на французском звучит как «богиня») обеспечивали тонкие стойки крыши и дверные стекла без рамок, избавиться от которых удалось благодаря тому, что основным силовым элементом стало днище с мощными порогами и поперечинами. В итоге надстройка не играет значительной роли в силовой структуре кузова.
![Впервые в массовом автомобиле инженеры использовали алюминиевые сплавы для штамповки капота, крышки багажника и дверей. А крышу и вовсе делали из пластмассы. Впервые в массовом автомобиле инженеры использовали алюминиевые сплавы для штамповки капота, крышки багажника и дверей. А крышу и вовсе делали из пластмассы.](https://resizer.mail.ru/p/cf5a40bd-e49a-5899-b026-0a60d3440749/AQABo65_sl1ZnLpT6wsb5Z_R6Chg6X7iDJTb7-9L0LIz_z0WaBR_u6iDBvRQ6huZsuZp6sf3NnLp6ePKnShcq_72rM4.jpg)
Все внешние панели кузова легкосъемные, а задние крылья для удобства доступа к колесам крепились единственным болтом, ключом для которого служил «балонник».
![Внешнему авангарду отвечал футуристичный интерьер с невероятным односпицевым рулем и гигантским перчаточным ящиком, который также вышел из-под пера Бертони. Внешнему авангарду отвечал футуристичный интерьер с невероятным односпицевым рулем и гигантским перчаточным ящиком, который также вышел из-под пера Бертони.](https://resizer.mail.ru/p/53c7c888-2426-5a1d-8282-257a97ff7d90/AQABQDD5fUr3cQC14PwrBfgxeB3DX-GyLTLIRaSPCb5bFxHppi3Kt7th4b1aaIMVkIP-kVvP-ONvax2-3SgHKzWZwds.jpg)
Изюминкой стала регулируемая гидропневматическая независимая подвеска с тремя возможными установками (трасса, городская брусчатка, сельская местность). Выбранный водителем дорожный просвет поддерживался автоматически вне зависимости от загрузки автомобиля. При помощи подвески менялись в случае прокола и колеса: машина поднималась на максимум, под порог вставлялась входящая в комплект вместо домкрата подставка, машина опускалась, а колесо повисало в воздухе.
![75-сильная 1,9-литровая «четверка» составляла вместе с передней подвеской единый узел, который для ремонта выкатывался из-под кузова. 75-сильная 1,9-литровая «четверка» составляла вместе с передней подвеской единый узел, который для ремонта выкатывался из-под кузова.](https://resizer.mail.ru/p/28ce768d-2290-5480-9ed1-ebb5415dc4ad/AQABggOOjvKTppr1citWy_thvJlXADF8A600oMjyD2wAG2I6Seeh19wNebk6F9i31Mzg3bfrp6wThI-8AKJWrKrvuRk.jpg)
DS19 стал первым в мире массовым автомобилем, оснащенным дисковыми тормозами с двухконтурной тормозной системой, когда передние и задние тормоза не зависели друг от друга. Максимальная скорость DS19 составляла 140 км/ч, а расход топлива 10 л на 100 км.
![А в 1956 году семейство DS прибыло кабриолетом с 2-дверным кузовом. А в 1956 году семейство DS прибыло кабриолетом с 2-дверным кузовом.](https://resizer.mail.ru/p/d87e9241-2541-597a-917e-dee31353fdb0/AQABYFfzPlpKhWkdM0oksXEGPEtjklZiKj3xchHRSoE1OzFW4hx9ZnCbHxacvoDYDFike8olS256jmDpdPRMwC5OSVI.jpg)
В том же 1956 году появилась упрощенная, более доступная версия ID19. Благодаря целому ряду компромиссов премиальный хэтчбек теперь снизошел до более широкой аудитории, которая так его жаждала: движок стал чуть менее мощным, спереди вместо двух кресел встал относительно простенький 3-местный диван, в трансмиссии появилось механическое сцепление вместо «автомата», пропал гидроусилитель руля, намного скромнее стала отделка.
![Окна задних дверей лишились стеклоподъемников, а место панорамного заднего стекла ради удешевления занял плексиглас. Окна задних дверей лишились стеклоподъемников, а место панорамного заднего стекла ради удешевления занял плексиглас.](https://resizer.mail.ru/p/f54ea220-4811-5293-9b4a-f4b17b06c005/AQABk7VlpfSR0GiVHGXiRheienhRorEsrOZ9ESe5NR4S_WSDdjZjLeZ_7VN1uZyBPmLz2vAGB_340lRU4csR4UtBp4c.jpg)
Наблюдались и обратные тенденции. Так, в 1958 году показали представительский лимузин DS Prestige с межсалонной перегородкой, а также довольно комфортабельные восьмиместные универсалы семейства DS/ID Break с тремя рядами сидений. Словом, на базе DS19 возникло целое семейство ярких автомобилей, включая демократичные модификации ID — Commerciale (коммерческий фургон) и Ambulance (скорая помощь).
![Универсал «повышенной вместимости» Familiale с двумя откидными креслами в багажнике на момент своего появления в 1960 году считался самым быстрым универсалом в Европе с максимальной скоростью в 158 км/ч. Универсал «повышенной вместимости» Familiale с двумя откидными креслами в багажнике на момент своего появления в 1960 году считался самым быстрым универсалом в Европе с максимальной скоростью в 158 км/ч.](https://resizer.mail.ru/p/8796423b-9586-5c69-bf55-3e2db28f5dad/AQAB45a4gA7mIGCQYSzPQvAbPX6L-7r3yDvXHWVhjJyscRr3_iaX8GFtvuvQB3kuJnsMymXkHFxs_KLJZZ5HvH3vj-0.jpg)
Не удивительно, что очень быстро авангардный Citroеn DS превратился в культовый объект, собрав максимум внимания эстеблишмента, звезд, прессы, фотографов и кинорежиссеров. За рулем DS актриса Джина Лоллобриджида появилась на обложке Paris Match, а хэтчбек стал постоянным персонажем клипов и фильмов, наиболее знаменитым из которых стал «Фантомас разбушевался» 1965 года, где DS снабдили «киношными» опциями — крыльями, при помощи которых автомобиль полетел, как обычный самолет, что, впрочем, никого не удивило. Удивительно, скорее, другое — по какому недоразумению эта машина не летает в обычной жизни?
![](https://resizer.mail.ru/p/11415e5b-ccd1-52fb-af00-301b8796c2d3/AQAB82Pxy3xj-bG-HxjFrq2NLgTJn3qo3lbvRXOm70CkSdXu8qFaQ2IpRxhiirVWuYRSFWte1r2Ce1qzOMTPu2renU8.jpg)
Citroen DS, пройдя через ряд модификаций, с успехом производился до середины 1975 года. Но своим любимым детищем Бертони считал другой автомобиль. Это построенный на базе 2CV, более комфортабельный, более мощный и усовершенствованный Citroën Ami 6. Он был представлен в 1961 году, а ключевой приметой и характерной чертой его кузова стал обратный наклон задних стоек крыши и стекла. Эксцентричный Бертони и здесь себе не изменил. Жаль, что маэстро не успел в полной мере вкусить успех сверхпопулярного во Франции AMI 6. Он умер в феврале 1964 года от сердечного приступа. А вместе с ним ушла самая, пожалуй, славная эпоха в истории великих французских автомобилей знаменитой марки.