Депутаты Госдумы рассмотрят законопроект о регулировании рынка такси, внесенный в нижнюю палату парламента в середине декабря. Новый документ позволит сделать услугу более безопасной и качественной, запретит заниматься извозом лицам, совершившим тяжкие преступления, а также установит дополнительные правила и ограничения для операторов.
Такси не стоит на месте
Частные перевозки — один из самых быстроразвивающихся сегментов отечественной сферы услуг: если в прошлом году объем рынка такси составил 671 миллиард рублей, то в 2019-м, по прогнозам экспертов, достигнет 709 миллиардов. В то же время занятых в отрасли все больше — по данным агрегаторов, уже порядка двух миллионов человек.
Столь стремительный рост в первую очередь связан с высоким уровнем цифровизации, достигнутым всего за несколько лет. А в законодательстве все эти новшества никак не отражены.
![](https://resizer.mail.ru/p/8530afa4-2f5e-5d07-9fac-68a7cf630b99/AQABOCiS_5fZiRxt6LGLqYPsG2W0f4fpbtb1nRojjcybVS5T_mN4LriF1CdnTT1fe2zLQOb3hvKd7U0FCkT1iNJAtFI.jpg)
С этим согласны и ведущие российские такси-агрегаторы — им гораздо проще и выгоднее работать по общим единым правилам, чем самостоятельно изобретать велосипед.
«На наш взгляд, законопроект в целом учитывает особенности российского рынка такси, а также некоторые предложения IT-компаний — это добрый знак для нас. Мы, со своей стороны, готовы к обсуждению положений проекта с наших экспертных позиций», — отмечается в совместном заявлении «Ситимобил», «Яндекс. Такси», «Везет» и Gett.
Безопасность превыше всего
Законопроект направлен прежде всего на то, чтобы сделать поездки на такси безопаснее для пассажиров. В частности, за агрегаторами закрепляется право разрабатывать и внедрять программы, фиксирующие время работы и отдыха сотрудничающих с ними таксистов, — это позволит окончательно решить проблему водителей, засыпающих за рулем на ходу.
Ведущие агрегаторы уже тестируют системы, способные обмениваться информацией между приложениями и не допускать ситуаций, когда водитель закрыл смену у одного агрегатора и тут же открыл у другого. Новый закон создаст правовую основу для таких систем.
Также не пустят за руль такси водителей со стажем менее трех лет, если в предыдущие полгода их лишали прав, и тех, у кого иностранные национальные или международные права. Кроме того, при оформлении разрешения кандидат должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети местности, где он планирует работать.
![](https://resizer.mail.ru/p/5d8c2c6f-e0f0-5bc0-a94f-6f765238ae61/AQABGQAfEsrdOmmEP3hzo2zn97wrnvbFZfNdxCDO0625TymOQm-M7Z_TCAFMaKRfIWho__yV8GFb-MtcS0jSzHCeCuc.jpg)
Особо оговаривается право пассажира на компенсацию, если в поездке ему или его багажу причинен вред. Причем претензию можно предъявить и перевозчику, и агрегатору. Максимальная компенсация — два миллиона рублей. Отметим, что это не касается причинения вреда в результате форс-мажора.
Заработки таксистов и регистрация
Новый закон упрощает процесс выдачи и переоформления разрешений на работу в такси. Если в итоговой редакции это не изменят, водители смогут получать документы в электронном виде через портал Госуслуг.
В соответствии с Налоговым кодексом, официально зарегистрированные самозанятые граждане платят четырехпроцентный налог от дохода, если оказывают услуги физическим лицам, и шестипроцентный — при работе с юридическими. Раньше такой налоговый режим распространялся лишь на жителей Москвы, Подмосковья, Татарстана и Калужской области, но с 1 января он вводится еще в Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономном округах, а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и Башкирии.