В середине Второй мировой войны наибольшим авианосным флотом располагали США и это положение не изменилось и по сей день. Америка, как и десятилетия назад, имеет не только больше всех авианосцев, но превосходит другие флоты по их качественным показателям.
Все находящиеся в эксплуатации американские авианосцы оснащены атомными силовыми установками. Из других стран только у Франции есть атомный авианосец — «Шарль де Голль». А ведь американские корабли ещё и самые крупные в мире.
«Gerald Ford» — авианосец XXI века
Всем хороши авианосцы класса «Nimitz», которые поступали в американский флот с 1975 года, но уж больно дорого обходится их эксплуатация. А таких дорогих «игрушек» в составе американского ВМФ аж десять штук. Каждый год американские налогоплательщики тратят миллиарды долларов на их обслуживание. Америка богатая страна и оборонный бюджет у неё самый большой в мире, но даже там озаботились огромными расходами на содержание авианесущих кораблей. Поэтому с 2009 года производство кораблей класса «Nimitz» было прекращено, и им на смену пришли авианосцы класса «Gerald Ford».
Новые авианосцы стали улучшенным проектом «Nimitz», во многом сохранив архитектуру и размеры предшественников. Однако за счет большей автоматизации, сокращения численности экипажа и новой ядерной силовой установки, эксплуатация каждого корабля обойдется на 4 млрд долларов меньше за полвека службы. Кроме того, командование американского флота приняло решение снизить численность авианосных ударных групп с нынешних одиннадцати до десяти, что в общей сложности сэкономит американским налогоплательщикам порядка 50 млрд долларов в последующие десятилетия.
Полное водоизмещение вступившего в строй в 2017 году авианосца «Gerald Ford» составляет 107 000 тонн, длина — 337 метров, ширина — 78 метров, осадка — 12 метров. Этот исполин может разгоняться до скорости 30 узлов или 55 км/ч. «Сердцем» корабля являются два ядерных реактора нового поколения, рассчитанные на службу в 50 лет и вырабатывающие на 25% больше энергии, чем на авианосцах класса «Nimitz». Это позволило применить на «Форде» электромагнитные катапульты, впервые в мире установленные на боевом корабле.
В настоящее время в разной степени готовности находятся ещё два авианосца класса «Gerald Ford» — «John Kennedy» и «Enterprise», которые должны вступить в строй в 2020 и в 2025 годах соответственно. Три новейших авианосца обойдутся американским налогоплательщикам в 38 млрд долларов.
У британских авианосцев — турбины Rolls-Royce
Долгое время в британском Королевском флоте служили весьма скромные по водоизмещению и габаритам авианосцы типа «Invincible», авиакрыло которых состояло из устаревших самолетов вертикального взлета и посадки Harrier GR.7. Этот самолет был во многом компромиссным, мог решать ограниченный круг задач, что доказала Фолклендская война 1982 года и ряд других конфликтов, поэтому англичане приняли решение построить два авианосца «нормального размера и водоизмещения». Тем более, что появился подходящий палубный самолет — американский стелс-истребитель F-35 Lightning II, имеющий модификацию с вертикальным взлетом.
Водоизмещение авианосцев составляет 65 000 тонн, длина — 284 метра, ширина — 73 метра, осадка — 11 метров, максимальная скорость — 25 узлов. Как видно, строительство этих кораблей стало большим шагом вперёд для Королевского флота, однако практически по всем показателям они уступают американским авианосцам.
Стоит также сказать, что британские корабли оснащаются газовыми турбинами Rolls-Royce мощностью 106 000 л.с. и дизель-генераторами Wartsila мощностью 54 0000 л.с., а не атомными силовыми установками, которые заметно увеличили бы цену кораблей. На авианосце служат 1600 человек, что заметно меньше, чем на «Gerald Ford», да и авиакрыло «британцев» заметно меньше — до 50 самолетов и вертолетов.
Ожидается, что корабли прослужат в британском флоте около полувека: «Queen Elizabeth» проходит испытания с 2017 года и уже является частично боеготовым кораблем, а «Prince of Wales» флот получит на испытания в начале 2020 года. Программа разработки и строительства двух британских авианосцев стоила около 6,5 млрд фунтов стерлингов.
Китайский брат «Адмирала Кузнецова»
С недавних пор в ранее закрытый клуб стран, самостоятельно разрабатывающих и строящих авианосцы, вступили Китай и Индия. Китаю все необходимые компетенции для строительства таких сложных кораблей помогла получить Украина.
В 1998 году китайцы приобрели на Украине недостроенный советский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» и всего за какие-то копейки — 30 миллионов долларов — получили доступ к технологиям строительства авианосцев. Попутно на Украине был приобретен и советский палубный истребитель Су-33, выпуск которого под обозначением J-15 вскоре начался в Поднебесной. В это время «Варяг» был достроен на верфи в городе Даляне по немного измененному проекту.
Разумеется, китайцы много чего скопировали с «Варяга», но добавили и своего. По неподтвержденной информации, которой китайцы делятся весьма неохотно, полное водоизмещение авианосца может достигать 65 000 тонн, длина — 315 метров, ширина — 75 метров, максимальная скорость — 31 узел или 57 км/ч. На борту могут базироваться до 36 истребителей J-15 и до 12 вертолетов.
Самое интересное, что, несмотря на то, что корабль уже вовсю проходит ходовые испытания, его имя до сих пор неизвестно: предполагается, что он получит название «Shandung». Как и на советских авианосцах, для взлета используется носовой трамплин, но на авианосце проекта 002А, который должен вступить в строй в середине следующего десятилетия, предполагается установить электромагнитную катапульту. Это означает, что практически со стопроцентной вероятностью авианосец получит атомную силовую установку. Судя по всему, на авианосце будут базироваться новейшие китайские стелс-истребители J-31.
Китайские адмиралы планируют иметь в составе флота, как минимум, четыре авианосные группы. Это означает, что темп строительства авианосцев на китайских верфях снижаться не будет. Ведь, по большому счету, у Китая сейчас есть только один по-настоящему новый авианосец проекта 001А, в то время как «Liaoning» больше служит в учебных целях, да и лет этому кораблю, строительство которого началось ещё в 1985 году, уже немало.
Индия построила свой первый авианосец
Среди всех новейших авианосцев самым скромным по водоизмещению и габаритам кораблем обзавелась Индия. Решение о строительстве авианосца собственной разработки было принято ещё в 1988 году. Спустя десять лет корабль, получивший имя «Vikrant», был заложен на верфи в городе Кочи, через пять лет спущен на воду. Он должен вступить в строй в 2020 году. Несмотря на то, что авианосец позиционируется как полностью индийская разработка, это не совсем так: помощь Индии при проектировании корабля оказывало российское «Невское проектно-конструкторское бюро» и итальянская компания Fincantieri. Газовые турбины мощностью 110 000 л.с. поставила американская компания General Electric.
Внешне, главным образом за счет носового трамплина, «Vikrant» напоминает советские тяжелые авианесущие крейсера «Адмирал Кузнецов» и «Варяг», но уступает им по всем показателям. Его водоизмещение составляет 40 000 тонн, длина — 262 метра, ширина — 60 метров, осадка 12 метров, скорость 28 узлов, дальность плавания — 15 000 километров. Получается, что Индия построила весьма скромный по своим характеристикам авианосец. Базироваться на нем будут до 30 истребителей МиГ-29К, что с их относительно небольшим боевым радиусом действия позволит индийскому кораблю решать довольно узкий круг задач.
Ведь до последнего времени Индия была не в состоянии самостоятельно строить авианесущие корабли, а все служившие в индийском ВМФ авианосцы были английской и российской постройки. Например, авианосец «Vikramaditya» — бывший советский «Адмирал Горшков», прошедший серьезную модернизацию по пожеланиям индийской стороны.
Будущий авианосец будет нести 50-60 самолетов, которые будут взлетать с помощью электромагнитной катапульты. Все последние годы Индия активно развивает свою «оборонку», и правительство страны неоднократно заявляло, что к 2030 году Индия превратится из покупателя оружия в его продавца, а все без исключения значимые военные проекты будут разработаны силами индийских специалистов. И авианосец «Vishal» не станет исключением.