КАМАЗ: в СССР вместо него хотели выпускать «Мерседесы»

Алексей Кованов, редактор Авто Mail.ru
23 сентября
КамАЗ 11113 0.65 MT
Хорошее авто для работы, поездок в лес,но не более. Огромное преимущество- не очень жалко эксплуатировать. Расход топлива экономный, если ползаешь...
3
23 сентября
КамАЗ 11113 0.75 MT
отличная машинка, купил бы дочери, если б выпускалась сейчас, только положительные эмоции от владения. Одна была у меня, другую через год купили же...
3.7
Другие отзывы о КамАЗВсе отзывы
13 декабря 2019 18:34, Транспорт
13 декабря Камский автозавод отмечает 50-летие. Авто Mail.ru предлагает вспомнить малоизвестные страницы истории грузового автогиганта

Не секрет, что бортовой КАМАЗ-5320, ставший первенцем марки КАМАЗ, — это доведённый до серийного производства ЗИЛ-170. Взяв за основу магистральный International для канадского рынка, специалисты Завода имени Лихачёва довольно быстро разработали семейство трёхосных грузовиков, дизельный двигатель для которого создали инженеры Ярославского моторного завода. Однако, учитывая высокую загруженность столичного завода, для выпуска новинки было решено создать полностью новую производственную площадку — так появился Камский автозавод.

Сегодня КАМАЗ становится всё больше похож на иномарки: во всяком случае, машины новейшего поколения К5 получили множество компонентов от Mercedes-Benz Actros, включая кабину. И хотя история не терпит сослагательного наклонения, Авто Mail.ru предлагает вспомнить несколько малоизвестных фактов, которые могли полностью изменить историю знаменитой отечественной марки.

Факт № 1. В Набережных Челнах хотели выпускать «Мерседесы»

Фото: Mercedes-Benz

В 1970 году, когда КАМАЗ только строился, в Набережных Челнах советское правительство планировало... выпускать грузовики марки Mercedes-Benz. Притом немалым тиражом — до 150 тысяч машин ежегодно. К «трёхосному грузовику для СССР» немцы успели подготовить технические требования, а восемь машин даже отправили для испытаний... Но проект быстро свернули. Возможно, потому, что переговоры были лишь прикрытием, чтобы таким хитрым образом советские инженеры получили от «Мерседеса» ответы на интересовавшие их вопросы.

Факт № 2. Советский КАМАЗ и голландский DAF могли породниться

Фото: КАМАЗ

В 1988 году на несколько опытных машин были установлены кабины от флагманского DAF-95, притом некоторые «кентавры» даже сохранили «родную» дафовскую облицовку — с буквами и цифрами модели-донора. Впрочем, для одного выставочного экземпляра (на фото) камазовские дизайнеры соорудили оригинальный передок: согласитесь, для конца 80-х получилось весьма эффектно! Но денег на освоение модели не нашли, и советско-голландская дружба заглохла.

Факт № 3. На помощь заводу рассчитывали прийти кооператоры

Фото: РИАТ Авто

В конце восьмидесятых на помощь большому и неповоротливому заводу пришли кооператоры, которые быстро наладили выпуск модернизированных кабин — с увеличенными высотой и глубиной, иными облицовками и обтекателями. Дальше других пошла фирма РИАТ, приладившая позади штатной кабины огромный жилой отсек по примеру американских «траков». Вот только настоящий подержанный «американец» для перевозчиков оказался более выгодной покупкой, чем челнинский проект на маломощном камазовском шасси.

Факт № 4. В Финляндии было решение, как улучшить КАМАЗ

Фото: КАМАЗ

В соседней Финляндии существует маленькая фирма Sisu. И в начале девяностых на мощностях этой маленькой фирмы были созданы несколько любопытных грузовиков: на шасси КамАЗ, но — с оригинальной кабиной Sisu и американским дизелем Cummins. Эти машины были выпущены небольшой серией, считались весьма удачными... Однако до массового выпуска дело снова не дошло. Кстати, позже финские кабины использовала теперь уже несуществующая дочерняя фирма «Альткам».

Факт № 5. КАМАЗ планировал выпускать «русский Hummer»

Фото: КАМАЗ

С одобрения камазовского руководства на соседнем Камском заводе тормозной аппаратуры была построена крайне необычная машина: взяв за основу двухосный десантный грузовик 43501, инженеры соорудили бескомпромиссный внедорожник под названием «Бархан-КамАЗ» — с полным приводом, 240-сильным дизелем, 18-ступенчатой коробкой передач и подкачкой шин. Но накрытое оригинальным кузовом (сваренным из двух камазовских кабин) грузовое шасси за $105 000 не заинтересовало военных, и о проекте «русского “Хаммера”» навсегда забыли.

Факт № 6. На КАМАЗ хотели ставить кабины MAN

Фото: MAN

В 2008 году КАМАЗ начал испытывать машину... с кабиной от MAN TG-A. Однако дело ограничилось лишь постройкой единственного экземпляра — просторный и современный «водительский отсек» для отечественного грузовика оказался слишком дорогим. Куда более доступным вариантом была другая мановская кабина — от модели F2000 (на фото). Её челнинцам предложили... китайцы — фирма Shaanxi вполне легально штампует такие кабинные модули. Но снова не сложилось.

Факт № 7. У КАМАЗа была собственная современная кабина

Фото: КАМАЗ

Сейчас на флагманские модели марки ставятся кабины от первого поколения Mercedes-Benz Axor и текущей версии Mercedes-Benz Actros. Их производство наладили, так как КАМАЗ продал часть акций «Даймлеру» (15% акций ПАО «КамАЗ» принадлежит концерну Daimler), а незадолго до этого на заводе разработали... собственный кабинный модуль — его камазовцам помогла создать корейская инжиниринговая фирма DMEC. Однако наладить выпуск мерседесовской кабины оказалось проще и дешевле, чем осваивать производство своей.

Авто Mail.ru поздравляет марку КАМАЗ с 50-летием и желает новых моделей и большой доли рынка! А читателям рекомендует вспомнить ещё одну страницу истории автогиганта — её гоночную команду КАМАЗ-мастер.

Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
52
Барт Венегор
Хотели выпускать Мерс, и делают это
СсылкаПожаловаться
Вячеслав
Пусть хоть так но работают.
СсылкаПожаловаться
Иван Иванов
"Взяв за основу магистральный International для канадского рынка, специалисты Завода имени Лихачёва довольно быстро разработали семейство трёхосных грузовиков "- это совершенно не соответствующая действительности нелепая байка, кочующая по просторам Интернета. СКОЛЬКО УЖЕ МОЖНО ЕЕ ПОВТОРЯТЬ. Редакторы мэйла, как вы эту дичь пропустили к публикации. Ни малейшей связи между этими двумя автомобилями не существует; COF никогда не рассматривался и тем более не использовался в качестве прототипа для данной модели. Между ними нет практически ничего общего ни в плане стиля, ни в том, что касается конструкции.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru