КАМАЗ: в СССР вместо него хотели выпускать «Мерседесы»

13 декабря Камский автозавод отмечает 54-летие — Авто Mail.ru предлагает вспомнить малоизвестные страницы истории грузового автогиганта

Не секрет, что бортовой КАМАЗ-5320, ставший первенцем марки КАМАЗ, — это доведённый до серийного производства ЗИЛ-170. Взяв за основу магистральный International для канадского рынка, специалисты Завода имени Лихачёва довольно быстро разработали семейство трёхосных грузовиков, дизельный двигатель для которого создали инженеры Ярославского моторного завода. Однако, учитывая высокую загруженность столичного завода, для выпуска новинки было решено создать полностью новую производственную площадку — так появился Камский автозавод.

До недавних пор КАМАЗ становился всё больше похож на иномарки: во всяком случае, машины новейшего поколения К5 несколько лет назад получили множество компонентов от Mercedes-Benz Actros, включая кабину. И хотя история не терпит сослагательного наклонения, Авто Mail.ru предлагает вспомнить несколько малоизвестных фактов, которые могли полностью изменить историю знаменитой отечественной марки.

Факт №1: в Набережных Челнах хотели выпускать «Мерседесы»

content image for: 59404

В 1970 году, когда КАМАЗ только строился, в Набережных Челнах советское правительство планировало... выпускать грузовики марки Mercedes-Benz. Притом немалым тиражом — до 150 тысяч машин ежегодно. К «трёхосному грузовику для СССР» немцы успели подготовить технические требования, а восемь машин даже отправили для испытаний... Но проект быстро свернули. Возможно, потому, что переговоры были лишь прикрытием, чтобы таким хитрым образом советские инженеры получили от «Мерседеса» ответы на интересовавшие их вопросы.

Факт №2: советский КАМАЗ и голландский DAF могли породниться

content image for: 59404

В 1988 году на несколько опытных машин были установлены кабины от флагманского DAF-95, притом некоторые «кентавры» даже сохранили родную дафовскую облицовку — с буквами и цифрами модели-донора. Впрочем, для одного выставочного экземпляра (на фото) камазовские дизайнеры соорудили оригинальный передок: согласитесь, для конца 1980-х получилось весьма эффектно! Но денег на освоение модели не нашли, и советско-голландская дружба заглохла.

Факт №3: на помощь заводу рассчитывали прийти кооператоры

content image for: 59404

В конце восьмидесятых на помощь большому и неповоротливому заводу пришли кооператоры, которые быстро наладили выпуск модернизированных кабин — с увеличенными высотой и глубиной, иными облицовками и обтекателями. Дальше других пошла фирма РИАТ, приладившая позади штатной кабины огромный жилой отсек по примеру американских «траков». Вот только настоящий подержанный «американец» для перевозчиков оказался более выгодной покупкой, чем челнинский проект на маломощном камазовском шасси.

Факт №4: в Финляндии было решение, как улучшить КАМАЗ

content image for: 59404

В соседней Финляндии существует маленькая фирма Sisu. И в начале девяностых на мощностях этой маленькой фирмы были созданы несколько любопытных грузовиков: на шасси КАМАЗ, но — с оригинальной кабиной Sisu и американским дизелем Cummins. Эти машины были выпущены небольшой серией, считались весьма удачными... Однако до массового выпуска дело снова не дошло. Кстати, позже финские кабины использовала теперь уже несуществующая дочерняя фирма «Альткам».

Факт №5: КАМАЗ планировал выпускать «русский Hummer»

content image for: 59404

С одобрения камазовского руководства на соседнем Камском заводе тормозной аппаратуры была построена крайне необычная машина: взяв за основу двухосный десантный грузовик 43501, инженеры соорудили бескомпромиссный внедорожник под названием «Бархан-КАМАЗ» — с полным приводом, 240-сильным дизелем, 18-ступенчатой коробкой передач и подкачкой шин. Но накрытое оригинальным кузовом (сваренным из двух камазовских кабин) грузовое шасси за 105 тысяч долларов не заинтересовало военных, и о проекте «русского Хаммера» навсегда забыли.

Факт №6: на КАМАЗ хотели ставить кабины MAN

content image for: 59404

В 2008 году КАМАЗ начал испытывать машину с кабиной от MAN TG-A. Однако дело ограничилось лишь постройкой единственного экземпляра — просторный и современный «водительский отсек» для отечественного грузовика оказался слишком дорогим. Куда более доступным вариантом была другая мановская кабина — от модели F2000 (на фото). Её челнинцам предложили китайцы — фирма Shaanxi вполне легально штампует такие кабинные модули. Но снова не сложилось.

Факт №7: у КАМАЗа была собственная современная кабина

content image for: 59404

До недавних пор на флагманские модели марки ставили кабины от первого поколения Mercedes-Benz Axor и текущей версии Mercedes-Benz Actros. Их производство наладили, так как КАМАЗ продал часть акций «Даймлеру» (15% акций ПАО «КАМАЗ» принадлежит концерну Daimler), а незадолго до этого на заводе разработали собственный кабинный модуль — его камазовцам помогла создать корейская инжиниринговая фирма DMEC. Однако наладить выпуск мерседесовской кабины оказалось проще и дешевле, чем осваивать производство своей.