Можно ли гонять на «Гранте»? Пробуем на этапе Кубка России!

Две гонки на автодроме Moscow Raceway принесли редактору «Авто Mail.Ru» и разочарование, и радость
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Красные огни загораются один за другим, включена первая передача, а правая нога поддерживает средние обороты форсированного мотора: время словно растягивается и в этот момент ждёшь только одного — когда светофор погаснет, и ты устремишься в гонку. Не совершить фальстарт, не заглохнуть и не столкнуться в первом же повороте с соперниками — за какие-то 30 секунд переживаешь всплеск адреналина и бурю эмоций! Кто бы мог представить, что их подарит скромный хэтчбек Lada Granta?

Вот с чем у вас ассоциируется Lada? Скорее всего, с недорогими, простыми, неприхотливыми автомобилями, в которых что-то гудит, что-то дребезжит, что-то ломается, но мы относимся к ним будто по-отечески, прощая им недостатки. Своё же, родное! Вот именно от этого имиджа сейчас пытаются уйти в Тольятти. И не последнюю роль в этом играет отделение Lada Sport.

Lada и спорт? Что за шутки!

Всё на полном серьёзе. Кстати, именно Lada Sport создала седан Vesta Sport, который достойно проявил себя в нашем сравнительном тесте с турбированным лифтбэком Skoda Rapid и запомнился классным шасси. А помогали его настраивать заводские гонщики большой команды Lada Sport Rosneft, которая является одной из главных движущих сил Российской Серии Кольцевых Гонок (РСКГ) — иначе говоря, Кубка и Чемпионата страны.

О РСКГ и команде я уже рассказывал летом — выступает она в трёх классах: «Туринге» — самом престижном, где соревнуются гонщики на «Вестах», созданных по международному регламенту TCR, «Супер-продакшне», где седаны попроще, и самом близком к народу «S1600», где используются хэтчбеки Granta. И мне посчастливилось оказаться в составе «жёлто-чёрных» на предпоследнем этапе, проходившем на трассе Moscow Raceway — конечно, в младшем классе. Хотя до последнего не верилось. Неужели дадут не просто прокатиться несколько кругов, а доверят журналисту проехать две гонки?

В рамках подготовки я даже проехал этап любительской серии NLS, чтобы ознакомиться с процедурами старта и получить хоть какой-то опыт контактной борьбы. А во время тестов уже заводской машины оказалось, что привыкать к гоночной «Гранте» почти и не требуется. Машина управляется очень легко и понятно, коробка передач тут обычная — пятиступенчатая механическая, но установлена блокировка дифференциала и другой ряд передаточных чисел. Одинаковые во всём классе и шины — 14-дюймовые «полуслики» Yokohama Advan A048.

Пожалуй, сложнее всего было ужиться с тормозами — ABS здесь нет, а с включенным вакуумным усилителем они абсолютно неинформативны, поэтому заблокировать колёса очень легко. Убрать «вакуумник» я не мог — незадолго до этапа травмировал ногу, поэтому не получилось бы «прожимать» педаль. А ещё голову не покидали мысли, что мы оказались в неравных условиях с соперниками.

Скандалы, интриги, расследования

Сезон команда Lada Sport Rosneft в классе «S1600» начала с... дисквалификации в Грозном — случилась ошибка в омологации автомобиля. Потом были проблемы с моторами в Нижнем Новгороде, а дальше гонщики в жёлто-чёрных машинах начали стремительно догонять соперников, которым это не понравилось — многие связали успешные результаты не с колоссальным опытом Михаила Митяева и Владимира Шешенина, а со слишком высокой скоростью «Грант».

Привело это к тому, что на этапе в подмосковном Мячкове команду и вовсе обязали либо установить рестриктор на впуске, либо использовать прошлогодний двигатель. Тогда в Тольятти не успели адаптировать моторы 2019 года, поэтому привезли их только на трассу Moscow Raceway — как назло, с длинным прямиком, где потеря нескольких км/ч максимальной скорости из-за сниженной мощности была достаточно критичной.

Впрочем, конкретно для меня это всё не имело решающего значения, потому что в первой тренировке я оказался на 12-й строчке из 15 участников (класс «S1600» в этом году заметно поредел). На той же позиции я закончил и квалификацию — новые шины (их даётся 6 на весь этап) я попробовал только в этой сессии, не поверил в «держак» и потерял время в паре быстрых поворотов. Хотя отставание от Митяева воодушевляло — менее 0,5 секунды. Шешенин выдал супер-круг и «привёз» мне 1,2 секунды.

Когда всё наперекосяк

Перед стартом троим гонщикам на «Ладах» (помимо заводских, это был и Филипп Тупоносов) поменяли двигатели на новые, что повлекло за собой старт с пит-лейн, так что ещё до начала гонки я оказался девятым. Казалось, это позволяло надеяться на неплохой результат. Но хороший стартовый рывок обернулся тем, что я слишком поосторожничал в первом повороте, пропустил пару соперников и надолго застрял за ними.

К тому же, мне было сложно ехать на чуть ли не самой тяжёлой машине в пелотоне — дебютантам РСКГ в первой гонке навешивают «приветственные» 20 кг балласта, итого моя Granta весила 1125 кг (с учётом гонщика). Тяжелее была только Lada Митяева — 1140 кг. Даже Kia Rio лидера чемпионата Павла Кузьминова тянула всего на 1110 кг, а большинство автомобилей не дотягивали и до 1100. Кажется, что разница совсем небольшая, но для мотора мощностью около 150 л.с. это достаточно критично. К тому же, увеличивается износ шин.

Заводские «Лады» быстренько прошили хвост пелотона, я за ними прицепиться не успел, а слишком оптимистичная атака одного из соперников закончилась контактом, за который меня «наградили» 30-секундным штрафом. Итог неутешительный — при старте с 9 места в итоговом протоколе я оказался предпоследним, 14-м. Мда, совсем не на такой результат я рассчитывал.

7
Контактные гонки в классе «S1600» — обычное дело, поэтому после заездов кузов часто оказывается в боевых «шрамах»

Воскресным утром я пытался найти ответы на вопросы, почему гонка была столь слабой — общался с Митяевым, смотрел онборды с гонщиком «Лады» из класса «Супер-продакшн» Андреем Петуховым, слушал советы друзей, имеющих гоночный опыт. И даже попросил поставить мне кресло чуть выше, так как мне казалось, что у меня слишком плохой обзор вперёд, из-за чего я не могу вести плотную борьбу с соперниками (это действительно помогло!) Была и ещё одна приятная новость — решением судей «Лады» дополнительно разгрузили, поэтому с меня сняли сразу 35 кг.

Преображение «Гранты»

Из-за реверсивного старта (переворачивается первая семёрка финишировавших в первой гонке) Митяев и Шешенин начинали заезд с первого ряда и своих позиций уже не упустили. Я больше думал о том, как нормально доехать до финиша — вторая гонка длиннее, 16 кругов, поэтому износ шин будет ещё более критичным. Никаких турнирных задач передо мной не стояло, а после субботнего провала внимания на «Гранту» под номером «99» уже никто и не обращал.

Контент недоступен

А зря! Уже на старте я обогнал Тупоносова, в третьем повороте позади остался Илья Горбатский, а потом насел на «Калину» Дениса Минкина. Закончилось это дело столкновением — на грязной части трассы в зоне торможения я не успел замедлиться. Соперник незамедлительно ответил мне тем же, но мы оба продолжили гонку, повреждений наши машины почти не получили — я отделался разбитой фарой. Судьи вмешиваться не стали, да и после финиша обошлось без взаимных претензий.

Контент недоступен

Granta, лишённая части балласта, не поехала, а полетела! Я тут же обогнал Сергея Щёголева, который уехал глубоко в повороте «AMG-арена», а дальше понял, сколько же времени теряешь в борьбе с соперниками. Как только кто-то начинает защищать позицию, соперники впереди буквально растворяются на глазах. Несколько кругов я вынашивал план, как обойти Евгения Мецкера, и пришлось даже вспомнить одно из популярных выражений «российского голоса Формулы-1» Алексея Попова — я «перекрестил траекторию» на выходе на стартовую прямую и смог-таки сломить сопротивление гонщика на Hyundai Solaris.

Контент недоступен

Обогнал я и Кузьминова на тяжёлой машине — к чести лидера класса «S1600» он не стал слишком жёстко сопротивляться и предпочёл не рисковать важными очками. А больше всех «попил крови» американец Томас Джонсон — «крылся» он отчаянно и один раз чуть не «завёз» меня в пит-лейн. Под конец гонки я догнал уже и опытного Василия Кораблёва — пилот он неуступчивый (судя по трансляциям этапов РСКГ), поэтому я решил, что лучше довести гонку до конца, нежели рисковать столкновением и сходом за круг-два до финиша.

Контент недоступен

Просто с ног на голову! При старте с 14 места я финишировал 7-м, до Кораблёва мне оставалось всего 0,7 секунды. Порадовала и скорость — в гонке я установил четвёртое лучшее время круга, уступив менее 0,4 секунды Шешенину, а между нами оказались Митяев и ветеран российского кольца Борис Шульмейстер. Официальная трансляция этого весёлого и насыщенного заезда доступна по ссылке.

Не подвела и машина — я откатал тестовый день, тренировку, квалификацию и две гонки без единой технической проблемы. Механикам пришлось лишь выправить мне помятое в первом заезде крыло да заменить по окончании всего этапа разбитую фару. К тому же, не было ощущения, что третья Granta для журналистов готовилась по остаточному принципу. Да, некоторые решения были попроще, но опытные Шешенин и Митяев сами знают, как им нужно настраивать автомобиль и какие для этого нужны компоненты, поэтому в моём случае такие изменения ничего не принесли бы.

Этап для команды стал успешным — Митяев вернул себе шансы на итоговую победу (и в конечном итоге на финале в Сочи стал обладателем Кубка России), провёл яркие гонки за рулём «Весты» в классе «Туринг», где он заменял Михаила Грачёва. В «Супер-продкашне» отличился Андрей Петухов, которому набранных очков тоже хватило для досрочной победы. Так что гоночные «Лады» оказались весьма конкурентоспособными — даже самом престижном и сложном «Туринге» Кирилл Ладыгин закончил сезон на второй позиции.

Меня же ждало ещё одно приятное известие — перед стартом гонки выяснилось, что освободилось место за рулём гоночной «Гранты» в ещё одной серии — российском монокубке Lada Rally Cup. Проехать за два месяца этап в кольце и этап в ралли? Конечно, да! И скоро я расскажу, как это было.

14