День в истории: ВАЗ-2103 — советская роскошь

В этот день в 1972 году сошла с конвейера первая «Трешка» – ВАЗ-2103. Жители СССР впервые узнали значение слова «Люкс».

«Трешку» FIAT задолжал СССР в рамках того же соглашения, по которому и строился завод в Тольятти. Вместе с технологиями нам обещали «Норму», которой стала «Копейка» — FIAT 124. Плюс универсал. И более продвинутую модель «Люкс». Правда, ВАЗ-2103 оказался слегка не тем автомобилем, что задумывали итальянцы, прочащие на роль «Люкса» FIAT 124S. Но в итоге вышло не хуже, а местами даже лучше изначальных планов.

Так вышло, что «Трешка» оказалась совместной разработкой итальянцев и ВАЗа, на котором всячески стремились сохранить унификацию новой модели с уже выпускавшейся «Копейкой». Так что дизайн то и дело согласовывали, в результате чего нам достался ВАЗ-2103, а в Италии на дорогу выехала версия FIAT 124S — Speciale.

О статусе владельца «Трешки» сразу говорило обилие хрома в отделке, сдвоенная оптика и совершенно новая приборная панель с раздельными шкалами, благородной отделкой под дерево и местом под радиоприемник. Шутка ли, над базовой «Копейкой» стоимость новинки возвышалась в полтора раза. И было из-за чего. Она не только выглядела динамичнее, но и ехала реально быстрее: до сотни за 19 секунд, а «максималка» в 150 км/ч тогда и «Волге» не снилась.

Экстерьер даже не берем в расчет. Иные в сравнении с ВАЗ-2101 наклоны кузовных панелей, молдинги, ромбические указатели поворотов, гриль... Все просто дышало «Люксом», и это при том, что унификация с «Копейкой» по кузову составляла весомые 80%. Столь высокий процент вазовцы отстояли у итальянцев.

Машина местами оказалась сложной в производстве. Например, двойные передние фары промышленность СССР освоила лишь к 1976 году. Были аналогичные проблемы с изготовлением задних фонарей и других компонентов.

Однако главным достоинством «Трешки» многие считают даже не двигатель, чей объем вырос с 1,2 литра до 1451 «кубика» (прирост мощности составил 13 «лошадей» — до 75 л.с). И не усовершенствованные шумоизоляцию и глушитель. Позитивную роль сыграли мягкие радиальные колеса ИЯ-170, оказавшиеся чуть шире жестких «диагоналок» И-151.

А часики в верхней части торпедо! Подлокотник на заднем диване, ворсовый ковер на полу, добавляющий премиальных ощущений. А чего стоят тахометр и указатель давления масла в двигателе, оформленные отдельными шкалами!

Среди прочих важных нововведений следует отметить вакуумный усилитель тормозов, с которым поначалу машина останавливалась даже резче, чем того требовалось. А вы еще спрашиваете, за что брали лишние 2000 рублей к тем 5500, что стоила «Копейка».

А выпускался ВАЗ-2103 практически без внешних изменений вплоть до 1984 года, неизменно пользуясь спросом. Его позиции несколько ослабил лишь поступивший накануне в продажу еще более люксовый ВАЗ-2106.

Словом, обобщая вышесказанное, список отличий ВАЗ-2103 от ВАЗ-2101 можно сформулировать следующим образом. Разумеется, более динамичный дизайн. По светотехнике прибыло: раздельное головное освещение, фонарь заднего хода, сигнальные фонари на торцах передних дверей. Тормоза получили мощный вакуумный усилитель и автоматический подвод задних колодок к барабанам по мере износа. Глушитель стал заметно эффективнее. Радиальные шины. Появился тахометр и счетчик суточного пробега! Место под радиоприемник стандарта DIN. Сигнализатор нехватки тормозной жидкости. Откидной подлокотник на заднем сиденье. Ворсовый ковер пола. И о чудо — ремни безопасности!