4 декабря
Nissan Terrano 2.0 143hp 2WD AT
Про подвеску не говорил только ленивый, но все же, когда дороги оставляют желать лучшего,за эту энергоемкую подвеску, можно простить все недостатки...
4
4 декабря
Hyundai Genesis 2.0i Turbo AT
Машина для меня первая. сразу турбовая и 250 лошадей. Наливной руль, ведущий себя не как в обычных машинах (на парковке - тяжелый как у жигуля), по...
4.8
Все отзывы
2 декабря 2019 10:00, Истории

День в истории: V8 — бессмысленный и беспощадный

Первый в мире рабочий V-образный 8-цилиндровый двигатель запатентовал французский инженер Леон-Мари-Жозеф-Клемент Левассор в далеком 1902 году.

Да, где нынче те французы, что на рубеже XIX и XX веков диктовали всему миру автомобильную моду? И кто бы мог подумать, что V8, да-да, именно V8 с его неповторимым «голосом» и необузданной страстью придумали именно те самые французы, которые сегодня в страхе прогневить некое «зеленое божество» посадили весь свой национальный автопром на «тестостероновую» диету!

А между тем, в 1902 году француз Леон Левассор действительно получил патент на двигатель Antoinette V8, серийное производство которого стартовало уже в 1904 году. Движок, правда, на первых порах предназначался не для сухопутного транспорта. Его ставили на самолеты и малые суда.

Впрочем, англичане из Rolls-Royce в 1905 году все же рискнули заточить V8 объемом 3536 см³ под капот трех автомобилей. Для этого пришлось, как сейчас модно говорить, набросить на двигатель уздечку. Его дефорсировали с тем, чтобы транспортное средство укладывалось в установленную тогдашним британским законодательством для «самобеглых колясок» максимальную скорость в 20 миль в час (32 км/ч). Кстати, очень вероятно, что это был первый в истории ограничитель оборотов. И где! На Rolls-Royce!

Не будем пристрастны к легендарной фирме, которой удалось продать лишь один из трех автомобилей с V8. К тому же это шасси вскоре вернули производителю (напомним, Rolls-Royce до 30-х годов вообще не предлагал покупателям кузовов, оставляя за ними право заказать последние по своему вкусу в одном из кузовных ателье). Видимо, раздражали неисправности. Остальные две машины остались дома, они катали по фабрике важных посетителей и служили в демонстрационных целях.

И снова французы! В 1910 году компания De Dion-Bouton показывает 7773-кубовый V8 для автомобиля. А еще через два года, в 1912-м, этот мотор, оказавшись экспонатом выставки в Нью-Йорке, вызвал у заокеанской публики просто бурю эмоций. Признаться, сами французы выпустили с этим мотором совсем мало автомобилей. Зато за океаном идея V8 быстро прижилась и «пустила корни» надолго. Был в США и свой V8, однако, разработка компании Marmon 1904 года была опытным образцом и не тянула по надежности и характеристикам на серийное производство.

Так, Cadillac 1914 года стал первым относительно массовым автомобилем с V8. Нижнеклапанный мотор объемом 5429 см³ под капотом Cadillac в первый же год разошелся немалым тиражом около 13 тыс. экземпляров. Эстафету подхватило и другое подразделение General Motors — компания Oldsmobile, которая в 1916-м запустила собственный, уже 4-литровый, V8. Многообещающую идею воплотил в жизнь и Chevrolet — в 1917 году начато производство 4,7-литровых V8. Однако через год компания угодила под крыло все того же GM. И ей до лучших времен (до «пятидесятых» годов прошлого века) «велели» сосредоточиться на выпуске экономичных «народных» автомобилей, для которых на тот момент V8 считался непозволительной роскошью.

А между тем, в более-менее демократичном ценовом сегменте автомобилей V8 прописался на борту автомобиля Ford Model 18 (1932 год). Это уже был мотор с блоком цилиндров в виде одной чугунной отливки, что потребовало определенного прорыва в технологии литья. До указанного времени V-образные двигатели имели отдельные от картера цилиндры, что делало их изготовление сложным и дорогостоящим.

Фордовский мотор, получивший имя Ford Flathead, производился в США до 1954 года, пока его не сменил верхнеклапанный Ford Y-Block. А в Европе и Бразилии его последние модификации прожили на конвейере до начала 1960-х. На некоторых моделях грузовиков нижнеклапанные V8 устанавливались вплоть до начала 1990-х годов. К примеру, в эту схему укладываются карбюраторные двигатели советских времен типа ЗМЗ-53А (66, 511, 513, 523 и т. д.) и ЗИЛ-130. Эти V8 получили правительственные легковые автомобили «Чайка» и ЗИЛ. Правда, моторы ЗМЗ в определенный момент обзавелись алюминиевыми гильзованными блоками цилиндров, что позволяет их выводить на требования норм Евро 4 и даже Евро 5.

В Европе V8 всегда считались избыточными, а значит — элитными. И до, и после Второй мировой моторы V8 доставались лишь автомобилям высшего класса, собираемым по большей части вручную и мизерными тиражами. Лишь в «пятидесятых» европейские производители премиальных марок постепенно вводят V8 в свою производственную программу. Например, BMW 502. Но и тогда V8 все еще остается для Старого Света экзотикой.

После нефтяного кризиса начала 70-х в Европе двигатели большого рабочего объема «просели» в плане спроса окончательно. И стали уделом лишь наиболее дорогих комплектаций в премиальном сегменте у BMW и Mercedes-Benz.

Сегодня ситуация мало изменилась. В США все по-прежнему: модель, не имеющая в своем арсенале V8, лишена привилегии стать действительно «народной» и уж тем более претендовать на звание культовой. В Европе V8 — удел исключительно высших автомобильных сфер. Например, автомобили Bentley (как и Rolls-Royce до недавнего времени) все еще получают V8 серии L объемом от 6,2 до 6,7 литра. По сути, это наиболее низкооборотистый двигатель из всех современных бензиновых моторов даже несмотря на двойной турбонаддув. Нынче даже многие дизеля «выкручиваются» шустрее.

Однако несмотря на это инженеры добились от мотора с исключительно консервативной схемой клапанного механизма OHV (верхние клапаны, нижний распредвал, привод толкателями) изменяемых фаз газораспределения путем установки распредвала сложной формы. Иными словами, V8 нынче тоже не лишен некой, пусть и относительной, экономичности. Нельзя списывать со счетов и возможность отключения половины цилиндров при движении в экономичном режиме.

Зато кто не мечтает по-настоящему разозлить V8 на трассе? Его «недовольный бас» и повадки не спутаешь ни с чем...

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
28
Сергей Овчаренко
Уже в 60х ни каких нижнеклапанных V8 и близко не было, только с верхним расположением клапанов.
СсылкаПожаловаться
Evilveda
На двигателях ГАЗ-66 и ЗиЛ-130 верхнее расположение клапанов. Автор знает?
СсылкаПожаловаться
Владимир Геннадиевич Чернов
Да....автору лучше писать про сковородки
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru