День в истории: мотор V8 — бессмысленный и беспощадный

Первый в мире рабочий V-образный восьмицилиндровый двигатель запатентовал французский инженер Леон-Мари-Жозеф-Клемент Левассор в далеком 1902 году

Да, где нынче те французы, что на рубеже XIX и XX веков диктовали всему миру автомобильную моду? И кто бы мог подумать, что V8, да-да, именно V8 с его неповторимым «голосом» и необузданной страстью придумали те самые французы, которые сегодня в страхе прогневить некое зеленое божество посадили весь свой национальный автопром на «тестостероновую» диету!

А между тем, в 1902 году француз Леон Левассор действительно получил патент на двигатель Antoinette V8, серийное производство которого стартовало уже в 1904 году. Движок, правда, на первых порах предназначался не для сухопутного транспорта. Его ставили на самолеты и малые суда.

Впрочем, англичане из Rolls-Royce в 1905 году все же рискнули заточить V8 объемом 3,5 л под капот трех автомобилей. Для этого пришлось, как сейчас модно говорить, набросить на двигатель уздечку. Его дефорсировали с тем, чтобы транспортное средство укладывалось в установленную тогдашним британским законодательством для «самобеглых колясок» максимальную скорость в 20 миль в час (32 км/ч). Кстати, очень вероятно, что это был первый в истории ограничитель оборотов. И где! На Rolls-Royce!

Не будем пристрастны к легендарной фирме, которой удалось продать лишь один из трех автомобилей с V8. К тому же это шасси вскоре вернули производителю (напомним, Rolls-Royce до 1930-х вообще не предлагал покупателям кузовов, оставляя за ними право заказать последние по своему вкусу в одном из кузовных ателье). Видимо, раздражали неисправности. Остальные две машины остались дома, они катали по фабрике важных посетителей и служили в демонстрационных целях.

И снова французы! В 1910 году компания De Dion-Bouton показывает 7,8-литровый V8 для автомобиля. А еще через два года, в 1912-м, этот мотор, оказавшись экспонатом выставки в Нью-Йорке, вызвал у заокеанской публики просто бурю эмоций. Признаться, сами французы выпустили с этим мотором совсем мало автомобилей. Зато за океаном идея V8 быстро прижилась и «пустила корни» надолго. Был в США и свой V8, однако, разработка компании Marmon 1904 года была опытным образцом и не тянула по надежности и характеристикам на серийное производство.

Так, Cadillac 1914 года стал первым относительно массовым автомобилем с V8. Нижнеклапанный мотор объемом 5,4 л под капотом Cadillac в первый же год разошелся немалым тиражом около 13 тысяч экземпляров. Эстафету подхватило и другое подразделение General Motors — компания Oldsmobile, которая в 1916-м запустила собственный, уже четырехлитровый, V8. Многообещающую идею воплотил в жизнь и Chevrolet — в 1917 году начато производство 4,7-литровых V8. Однако через год компания угодила под крыло все того же GM. И ей до лучших времен (то есть до 1950-х) велели сосредоточиться на выпуске экономичных «народных» автомобилей, для которых на тот момент V8 считался непозволительной роскошью.

А между тем, в более-менее демократичном ценовом сегменте автомобилей V8 прописался на борту автомобиля Ford Model 18 (1932 год). Это уже был мотор с блоком цилиндров в виде одной чугунной отливки, что потребовало определенного прорыва в технологии литья. До указанного времени V-образные двигатели имели отдельные от картера цилиндры, что делало их изготовление сложным и дорогостоящим.

Фордовский мотор, получивший имя Ford Flathead, производился в США до 1954 года, пока его не сменил верхнеклапанный Ford Y-Block. А в Европе и Бразилии его последние модификации прожили на конвейере до начала 1960-х. На некоторых моделях грузовиков нижнеклапанные V8 устанавливались вплоть до начала 1990-х годов. К примеру, в эту схему укладываются карбюраторные двигатели советских времен типа ЗМЗ-53А (66, 511, 513, 523 и т. д.) и ЗИЛ-130. Эти V8 получили правительственные легковые автомобили «Чайка» и ЗИЛ. Правда, моторы ЗМЗ в определенный момент обзавелись алюминиевыми гильзованными блоками цилиндров, что позволяет их выводить на требования норм Евро-4 и даже Евро-5.

В Европе V8 всегда считались избыточными, а значит — элитными. И до, и после Второй мировой моторы V8 доставались лишь автомобилям высшего класса, собираемым по большей части вручную и мизерными тиражами. Лишь в 1950-х европейские производители премиальных марок постепенно вводят V8 в свою производственную программу. Например, BMW 502. Но и тогда V8 все еще остается для Старого Света экзотикой.

После нефтяного кризиса первой половины 1970-х в Европе двигатели большого рабочего объема «просели» в плане спроса окончательно. И стали уделом лишь наиболее дорогих комплектаций в премиальном сегменте у BMW и Mercedes-Benz.

Сегодня ситуация вновь начинает меняться. До недавних пор в США модель, не имевшая в своем арсенале V8, была лишена привилегии стать действительно «народной» и уж тем более претендовать на звание культовой, однако сегодня крупные компании из Детройта начинают отказываться от этих моторов. В Европе V8 давно стал уделом исключительно высших автомобильных сфер.

Даже автомобили Bentley и Rolls-Royce утратили свои легендарные V8 серии L объемом от 6,2 до 6,7 литра. По сути, этот агрегат оставался наиболее низкооборотистым двигателем из всех современных бензиновых моторов даже несмотря на двойной турбонаддув. Нынче даже многие дизеля «выкручиваются» шустрее.

Зато кто не мечтает по-настоящему разозлить V8 на трассе? Его «недовольный бас» и повадки не спутаешь ни с чем...