День в истории: лев — как символ Peugeot

Сегодня мы отмечаем официальный день рождения льва — логотипа с радиаторной решетки автомобилей марки Peugeot. Оказалось, история символа французской марки уходит корнями еще в «доавтомобильные» времена — в далекий 1858 год и даже еще глубже

Когда в европейской геральдической символике появилось изображение льва сегодня и не упомнишь. Однако со временем смысл изображения царя зверей на гербах и знаменах практически не менялся. Приписываемые львам качества — сила крупного зверя и гибкость кошки, великодушие, благородство и мужество — высоко ценились среди европейской знати и, особенно, среди монархов.

Источник: Илья Фишер

Быть может, именно поэтому французская провинция Franche-Comté — территория бывшего вольного герцогства Бургундии — выбрала для отображения на своем гербе восстающего и рычащего золотого льва, увенчанного короной. Именно этот лев, претерпев ряд поправок, впоследствии и стал эмблемой Peugeot.

В 1810 году в одном из городов вышеупомянутой провинции — в Монбельяре — и родилась знаменитая французская компания. Братья — мельники по фамилии Пежо — основали на базе старой мельницы небольшое производство по обработке металла. Фирму назвали Peugeot Freres et Jacques Maillard — Salins. Дело пошло, фирма расширялась, запускались новые производственные площадки, и уже в 1886 году наследники первых Пежо выпускали изрядный ассортимент стальных инструментов (пил и резаков), швейные машинки, ручные мельницы для сыпучих продуктов и материалов, каркасы для зонтов. А позже к перечню присоединились часовые механизмы и первые трехколесные велосипеды.

Источник: Илья Фишер

Первая версия логотипа, созданная гравером из Монбельяра Жюстином Блазе, в первую очередь олицетворяла стальной характер продукции фабрик Peugeot. Блазе изобразил повернутого вправо и стоящего на всех четырех лапах льва, призванного символизировать своей статью прочность, остроту и гибкость лезвий производимых компанией резцов. В 1850-м льву добавили стрелу, а за год до этого события в семье фабрикантов родился будущий пионер автомобилестроения Арман Пежо.

20 ноября 1858 года расхаживающего по стреле льва регистрируют как официальный образ бренда компании. И только в 1889 году лев впервые сыграл почетную роль шильдика. Друг семьи Пежо — некто Леон Серполле спроектировал 3-х колесный паровой экипаж, который, по сути, и стал первым выпущенным семейством Пежо автомобилем.

Аппарат назвали «Серполлет-Пежо», а его тираж составил всего четыре экземпляра. Годом позднее на промышленной выставке в Париже Арман Пежо как раз и демонстрировал это паровое чудо-юдо, когда впервые увидел показанный Готлибом Даймлером двигатель внутреннего сгорания. Пежо сразу сообразил, что будущее именно за этими моторами. И тогда вместе со своим другом Эмилем Левассором взялся за строительство собственного автомобиля, разумеется, уже с ДВС. Левассор, кстати, в качестве компаньона был выбран не только в силу дружеских привязанностей. Случайно или нет, но он оказался одним из совладельцев фирмы, которая занималась во Франции производством первых двигателей Даймлера. Что называется, удачно совпало...

Источник: Илья Фишер

Автомобиль построили и начали постепенно его тиражировать и продавать. Однако автомобильное помешательство Армана Пежо не нашло понимания в семье. Поэтому энтузиасту пришлось отделяться от семейного бизнеса. Так в 1896 году и возникла компания Societe des automobiles Peugeot. Ее название выбивалось на радиаторах всех выпускаемых машин, но льва на капоте не было. Лев оставался «в семье».

К началу ХХ века предприятие Армана Пежо выпускало уже 15 различных моделей автомобилей с моторами объемом до 1,6 л тиражами до нескольких сотен в год. Бизнес окреп. Осторожные родственники Армана признали его правоту, что не удивительно — автомобильный бум зарождался по всему цивилизованному миру. И уже в 1910-м в результате слияния появилась S.A. des Cycle et Automobiles Peugeot — Акционерное общество по производству автомобилей и велосипедов Пежо. Именно тогда на машинах Peugeot вновь появилась эмблема со львом.

Источник: Илья Фишер

В 1913-м Арман Пежо отходит от дел, оставив фирму на вершине успеха. А лев продолжает трансформироваться. В «двадцатых» годах прошлого века французские скульпторы Маркс и Бодишон создают фигуры, украсившие радиаторные пробки автомобилей Peugeot. Сегодня созданные ими «Лев Бодишона» и «Лев Маркса» — бесценная добыча автоколлекционеров.

В 1927-м лев словно присел на трех лапах в готовности броситься на жертву. Не обходится без изменений и в «тридцатые». А конец «сороковых» ознаменовался появлением на капоте фигур в виде львиных голов. Однако из-за опасности травмирования пешеходов от этой идеи отказались. Словом, символ французской компании вдогонку за автомобильным дизайном менялся и продолжает меняться практически каждое последующее десятилетие, впрочем, неизменно оставаясь узнаваемым.