День в истории: родился «немецкий Запорожец»

В 1957 году на заводе в Цвикау (Восточная Германия), объединившем мощности заводов Horch и Audi, выпущен первый Trabant (в переводе — Спутник). Переднеприводную микролитражку назвали в честь запущенного в том же году в СССР первого спутника Земли.

8 ноября с конвейера завода Sachsenring сошел первый «народный» восточногерманский автомобиль. А шильдик в виде стилизованной буквы S обозначал заглавную букву в названии предприятия. Первая модель с индексом Р50, мягко говоря, особенной мощностью не отличалась. Ей достался двухтактный 2-цилиндровый двигатель объемом всего 500 см/куб. мощностью 18 л.с. с воздушным охлаждением. У мотора не было даже бензонасоса. А зачем, если топливо поступало в карбюратор самотеком из расположенного прямо под капотом 26-литрового бензобака?

content image for: 75128

Позже, когда, кроме двухдверки, в производство пошел и трехдверный универсал, мощность двигателя увеличилась до 26 «лошадей», а его объем вырос на 20%, достигнув впечатляющих 0,6 литра. На самом же деле, силовой агрегат автомобиля — потомок еще довоенных DKW — имел весьма оригинальную для тех лет компоновку с поперечным расположением двигателя и главной передачей, которая находилась между мотором и двухвальной 4-ступенчатой механической коробкой передач. Впоследствии такая схема оказалась общепринятой, и сегодня она доминирует в мировом автопроме. Тогда же, в «пятидесятые», за пределами ГДР ею для своих автомобилей пользовались разве что шведы из SAAB. Пусть и не прямые, но тоже наследники потенциала автомобилей DKW.

content image for: 75128

На тот момент вполне современным оказалось и рулевое управление — в конструкции использовали реечный механизм. Однако «изюминкой», которая до сих пор выделяет давно ушедшую с рынка марку, стал кузов автомобиля. Если в его основании лежал каркас из штампованных стальных деталей с деревянными элементами, то все навесные панели у Trabant оказались из дюропласта. Это одна из трех основных разновидностей пластмасс (на основе фенопласта) с наполнителем из отходов хлопкового производства.

Для примера, дюропластовую основу имеет нынешняя строительная монтажная пена или пластиковые окна. Благодаря свойствам пластмассы, которая не ржавеет, кузовные детали Trabant оказались чрезвычайно стойкими к коррозии, а заодно обеспечили микролитражке беспрецедентно малый вес — всего 620 кг.

content image for: 75128

Trabant пережил всего одну серьезную модернизацию — с 1988 года начали выпускать модификацию Trabant 1.1 с 1100-кубовым двигателем от Volkswagen Polo, которая постепенно стала вытеснять вариант с двухтактным мотором.

Trabant продержался на конвейере 34 года, но после объединения Германии покупатели перестали считать его за автомобиль. Впрочем, со временем немцы Trabant признали, а после окончания выпуска и вовсе стали относиться к нему с ностальгической нежностью. Автомобиль стал своего рода историческим артефактом, и сегодня коллекционеры вовсю гоняются за сохранившимися в приличном состоянии машинами. Всего же с конвейера сошло 3 млн «Трабантов».

Читайте также:

Подпишитесь на нас