В начале прошлого года редактор Авто Mail.ru почти 2 недели пытался ездить на каршеринге взамен личного автомобиля. И в 2018 году он пришёл к выводу, что это вполне реально, но придётся смириться с множеством неудобств: машин мало, идти далеко, часто их нужно заправлять, они грязные или с какими-то проблемами вроде пустого бачка незамерзайки. В конце 2019 года ситуация изменилась к лучшему.
Машин стало больше
Главное, что изменилось за последние полтора года, — машин стало гораздо больше! За год их число увеличилось более чем в два раза — уже сейчас парк превышает 20 тысяч автомобилей, а к концу 2020-го обещают уже 30 тысяч. Правда, темп роста всё равно не поспевает за спросом — даже в Москве число пользователей каршеринга превышает миллион человек.
Конечно, это стало возможным благодаря приходу крупного игрока — «Яндекс. Драйв», но и старожилы рынка, BelkaCar и «Делимобиль» тоже значительно увеличили свои парки. Есть, правда, и негативная новость — недавно свою деятельность прекратил старейший российский оператор Anytime. Впрочем, как показала практика и опыт пользователей, об этом мало кто переживает. Тем более, не так давно о сотрудничестве объявили Mail.Ru Group и YouDrive, что даст ещё один толчок рынку.
Машины стали разнообразнее
Ещё всего-то год назад парк каршеринговых автомобилей был достаточно скудным — в основном, это были Hyundai Solaris, Kia Rio, «Смарты», Volkswagen Polo, китайские Lifan и Lada Granta с автоматом. Редкие исключения как раз предлагал Anytime (с их BMW и «Мерседесами») да BelkaCar, где «водились» Mercedes-Benz CLA и GLA.
Всё поменялось с пресловутым приходом «Яндекса», а теперь свои парки существенно разнообразили «Делимобиль», YouDrive и прочие. Сейчас в парках есть как и доступные модели, так и люксовые BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Audi, Genesis и даже Range Rover Velar. Есть спорткары Porsche, классические Ford Mustang и электрические Nissan Leaf. Более того, появились даже грузовые фургоны Volkswagen и Citroen, доступные в аренду на несколько часов.
Появились гибкие (и новые) тарифы
Раньше, в основном, тарифы были строго зафиксированы (за исключением утренних или ночных часов у некоторых операторов). Сейчас многие компании предлагают уже и гибкие тарифы. Причём, как правило, стоимость аренды ночью дороже — дороги менее загружены, поэтому до пункта назначения доезжаешь быстрее. «Умные» алгоритмы учитывают направления поездок — например, если вы захотите выехать из какой-то менее популярной зоны, тариф будет ниже, чтобы машина лишний раз не простаивала.
Кроме того, у некоторых операторов поменялось и время бронирования автомобиля — со стандартных 20 минут до расчётного времени прибытия к машине (с небольшим запасом). Сделано это, опять же, для того, чтобы машины меньше простаивали. Но есть и фиксированные тарифы — например, автомобиль можно арендовать на несколько часов или на сутки, или даже выбрать в принципе тариф, который рассчитывается исходя из пункта назначения.
Расширилась зона завершения аренды
Сейчас она включает в себя уже и многие районы за пределами МКАД (если взять Москву и Московскую область), а самые продвинутые операторы предлагают бесплатную парковку в аэропортах.
Расширена география
Российский каршеринг начинался в Москве, но сейчас пользоваться им можно и в некоторых других регионах: Сочи, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Крыму и пр. Обо всех городах вы можете прочитать в материале «30 городов России, где уже работает каршеринг (а вы и не знали)». Конечно, количество автомобилей там гораздо меньше, чем в столице, но обещают, что их число будет увеличено.
К слову, там есть все те же преференции для каршеринговых автомобилей — бесплатная парковка (включая аэропорты), а в Санкт-Петербурге «Яндекс. Драйв» оснащает машины транспондерами для проезда по ЗСД (причём стоимость поездки от этого не увеличивается).
Больше штрафов за нарушения
Часто каршеринговые машины становятся героями неприятных историй — на них носятся как ненормальные, они попадают в ДТП, недобросовестные пользователи передают управление другим водителям. Операторы борются с этим введением штрафов и блокировок — например, при частых превышениях скорости доступ будет заблокирован.
Само собой, при получении штрафов с камер они будут также перенаправлены тому, кто пользовался машиной в тот момент. Плюс, в некоторые машины (как правило, в дорогие) устанавливают видеорегистраторы, которые могут зафиксировать как нанесение повреждений салону, так и передачу управления другому лицу (за это предусмотрены серьёзные штрафы).
Сервисы и приложения стали удобнее
Многие операторы регулярно обновляют приложения, чтобы они становились удобнее. А в списки доступных опций добавляют, например, удалённый прогрев или охлаждение автомобиля. Некоторые «прикручивают» и сервисы такси — если нужная машина находится далековато, до неё можно вызвать такси прямо из приложения.
Кроме того, почти все сейчас самостоятельно заправляют автомобили (пользователи очень не любят это делать из-за ограниченного списка АЗС и потери времени — этого не компенсируют даже бонусы) — операторы отслеживают уровень топлива и, при необходимости, к машине приезжает специальный фургон с цистерной. Аналогичным образом операторы пытаются поддерживать чистоту кузова и салона — хотя, конечно, грязные машины каршеринга по-прежнему не редкость.