Опять реформа техосмотра: что и как меняется на этот раз?

В следующем году в системе технического осмотра автомобилей грядут масштабные изменения. Чего и когда ждать российским автовладельцам? Усложняется ли процесс прохождения техосмотра и сколько будет стоить ТО?
Вадим Рощин

Новый закон N122-ФЗ от 6 июня 2019 года предусматривает внесение изменений в другой документ— «О техническом осмотре транспортных средств». Именно он регламентирует процесс техосмотра и, в частности, порядок получения автовладельцами диагностических карт.

Читайте также
Жигули на экспорт: фотографии красивого автомобиля
Как вы знаете, во времена Советского Союза большое количество автомобилей поставлялось на экспорт. И сейчас во многих странах мира можно встретить советские Москвичи, Волги, Нивы, УАЗики и, конечно же, Жигули. Какой же была экспортная «двойка»?

Новый закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации еще в мае нынешнего года, но действовать он начнет только с 8 июня 2020 года. На подготовку у властей осталось меньше года. А изменений запланировано много.

Чем властям не нравится нынешний техосмотр?

Генеральный директор Союза по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт» Сергей Зайцев говорит, что необходимость изменения системы техосмотра назрела давно, и главная причина этого — высокая смертность в ДТП, произошедших из-за неисправных автомобилей.

Согласно представленным им на конференции «Автосервис-2019» данным, с 2012 года (именно тогда система техосмотра приобрела свой нынешний вид) количество погибших в таких авариях неуклонно увеличивается и уже превысило 5000 человек, еще 40 000 человек получили травмы. Причем средний возраст погибших — 35-40 лет.

Ситуация продолжает ухудшаться: в 2018 году технические неисправности автомобиля стали третьей по распространенности причиной ДТП. На их долю пришлось 3,7% от общего числа аварий на дорогах страны (6221 случай).

Это бьет по государственному карману — на сегодняшний день финансовый ущерб от действующей концепции составляет около 1,4 трлн руб.

Читайте также
Иномарка за 500-600 тысяч рублей: изучаем Hyundai Elantra
Относительно недорогой, просторный и неприхотливый. Мы сейчас о Hyundai Elantra 5 поколения, которые появились в России в 2011 году. Стоит ли покупать эту модель? Смотрите видео!

По мнению Зайцева, причина роста количества ДТП из-за неисправных автомобилей кроется в отсутствии контроля за выдачей диагностических карт (ДК). Сергей Зайцев рассказал, что более 80% диагностических карт выдаются без фактического осмотра автомобиля.

По сути, диагностические карты превратились в формальный документ, необходимый только при покупке полиса ОСАГО. Реальное же состояние автомобилей, получающих такие карты, может быть любым — от идеального до удручающего.

Сначала возьмутся за операторов ТО

Для операторов техосмотра к следующему году установят новые требования аккредитации. Проверка операторов будет проводиться в два этапа — вначале документарная, а потом и выездная. Четкие требования установят и к производственно-технической базе пункта осмотра.

На сегодняшний день требованиям соответствуют меньше 1000 операторов техосмотра, а всего их порядка 4,5 тыс. по всей стране. Поэтому достоверность осмотров можно поставить под сомнение, даже если оператор пытается проводить проверки честно.

Совершенствованием правил аккредитации займется Министерство экономического развития. А вот требования к экспертам технического осмотра разработает Минпромторг. Нынешняя система набора специалистов на пункты осмотра признана несостоятельной.

Видео во время ТО не будет, а вот фото — сделают

Наиболее важным для автовладельцев новшеством станет фотофиксация техосмотра. Планировалось введение и видеофиксации, но технической возможности организовать ее пока нет.

Предполагается, что машину будут фотографировать в начале процесса осмотра и по его завершении.

Читайте также
Чайка: история легендарного Mercedes 300 SL
6 августа 1954 года начался выпуск легендарного Mercedes-Benz 300 SL

Новые правила предусматривают оформление диагностической карты в виде цифрового документа, заверенного электронной подписью эксперта. Сейчас обсуждается даже возможность передачи данных по защищенному каналу связи с привязкой геолокации. Разработкой правил заполнения, учета и выдачи диагностических карт уже занимается Минтранс.

Речь о защищенном канале связи зашла неспроста. Власти намерены серьезно взяться за единую базу ЕАИСТО, в которой учитываются все выданные диагностические карты. Надзорный орган в лице МВД должен доработать базу данных, так как, по словам Сергея Зайцева: «Кто угодно мог внести туда какую угодно информацию».

Приняты также поправки в административный и уголовный кодексы, которые вводят ответственность за неправильно оформленную ДК и за проведение осмотра не аккредитованными лицами.

Действующие диагностические карты аннулируют?

Особенно интересно выглядит поправка, согласно которой диагностическая карта транспортного средства «в отношении которого не проводился технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого ТС требованиям безопасности» может быть аннулирована надзорным органом (МВД).

Иными словами, действующие ДК могут быть признаны недействительными, если удастся доказать, что машина на самом деле техосмотр не проходила. Впрочем, механизм этого процесса пока неизвестен.

Есть в новом законе и другие нюансы, которые требуют серьезной доработки. Один из главных вопросов — во сколько процедура техосмотра обойдется рядовому автовладельцу?

Источник: Фотобанк Лори
Читайте также
Каршеринг в Европе. Как это устроено?
А что если воспользоваться каршерингом в Европе? Авто Mail.ru решил провести эксперимент и опробовать данную услугу в Праге.

Как рассказал Сергей Зайцев, несколько лет назад проводилось масштабное общероссийское исследование, в результате которого была обозначена стоимость процедуры в среднем по России — 850 руб. В Санкт-Петербурге цена оказалась чуть выше — 1200 руб., а в столице осмотр автомобиля стоил в среднем 1500 руб.

Именно последняя цифра наиболее близка к возможной стоимости процедуры техосмотра после всех нововведений. По мнению Сергея Зайцева, сравнивать ее с нынешними ценами на техосмотр бессмысленно: «регулирование максимальной стоимости, применяемое сейчас, бесполезно. Большая часть операторов не имеет производственной базы вообще, потому продажа “бумажек” не приносит им никаких затрат. Отсюда и разброс стоимости в таких фирмах — от 200 до 1000 рублей».

Ясность наступит к зиме

Еще один вопрос, который нужно решить, — свободная продажа диагностических карт без осмотра автомобиля и реклама подобных услуг. «Никакого запрета на такую рекламу нет. В интернете сейчас можно легко купить ДК, и вам ее привезут домой. С этим нужно бороться», — говорит руководитель «ТехЭксперта».

Очевидно, что на этот раз процедуру техосмотра точно ожидают серьезные изменения.

В частности, процесс оформления диагностической карты наверняка подорожает, а сам осмотр автомобиля может стать строже. Кроме того, неясной остается ситуация с выданными «из-под полы» картами, которые в любой момент могут аннулировать. Что принесут нововведения — станет понятно в 1 квартале 2020 года, когда ведомства подготовят все необходимые нормативные акты.

Читайте также

  • Porsche для бедных, или История «восьмёрки»
  • Китайские электромобили: удивительные итоги продаж
  • Иномарка за 500-600 тысяч рублей: изучаем Hyundai Elantra
  • Новый RAV4 для России: раскрыты цены и комплектации