Новый закон N122-ФЗ от 6 июня 2019 года предусматривает внесение изменений в другой документ— «О техническом осмотре транспортных средств». Именно он регламентирует процесс техосмотра и, в частности, порядок получения автовладельцами диагностических карт.
Новый закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации еще в мае нынешнего года, но действовать он начнет только с 8 июня 2020 года. На подготовку у властей осталось меньше года. А изменений запланировано много.
Чем властям не нравится нынешний техосмотр?
Генеральный директор Союза по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт» Сергей Зайцев говорит, что необходимость изменения системы техосмотра назрела давно, и главная причина этого — высокая смертность в ДТП, произошедших из-за неисправных автомобилей.
Согласно представленным им на конференции «Автосервис-2019» данным, с 2012 года (именно тогда система техосмотра приобрела свой нынешний вид) количество погибших в таких авариях неуклонно увеличивается и уже превысило 5000 человек, еще 40 000 человек получили травмы. Причем средний возраст погибших — 35-40 лет.
Это бьет по государственному карману — на сегодняшний день финансовый ущерб от действующей концепции составляет около 1,4 трлн руб.
По мнению Зайцева, причина роста количества ДТП из-за неисправных автомобилей кроется в отсутствии контроля за выдачей диагностических карт (ДК). Сергей Зайцев рассказал, что более 80% диагностических карт выдаются без фактического осмотра автомобиля.
По сути, диагностические карты превратились в формальный документ, необходимый только при покупке полиса ОСАГО. Реальное же состояние автомобилей, получающих такие карты, может быть любым — от идеального до удручающего.
Сначала возьмутся за операторов ТО
Для операторов техосмотра к следующему году установят новые требования аккредитации. Проверка операторов будет проводиться в два этапа — вначале документарная, а потом и выездная. Четкие требования установят и к производственно-технической базе пункта осмотра.
На сегодняшний день требованиям соответствуют меньше 1000 операторов техосмотра, а всего их порядка 4,5 тыс. по всей стране. Поэтому достоверность осмотров можно поставить под сомнение, даже если оператор пытается проводить проверки честно.
Совершенствованием правил аккредитации займется Министерство экономического развития. А вот требования к экспертам технического осмотра разработает Минпромторг. Нынешняя система набора специалистов на пункты осмотра признана несостоятельной.
Видео во время ТО не будет, а вот фото — сделают
Наиболее важным для автовладельцев новшеством станет фотофиксация техосмотра. Планировалось введение и видеофиксации, но технической возможности организовать ее пока нет.
Предполагается, что машину будут фотографировать в начале процесса осмотра и по его завершении.
Новые правила предусматривают оформление диагностической карты в виде цифрового документа, заверенного электронной подписью эксперта. Сейчас обсуждается даже возможность передачи данных по защищенному каналу связи с привязкой геолокации. Разработкой правил заполнения, учета и выдачи диагностических карт уже занимается Минтранс.
Речь о защищенном канале связи зашла неспроста. Власти намерены серьезно взяться за единую базу ЕАИСТО, в которой учитываются все выданные диагностические карты. Надзорный орган в лице МВД должен доработать базу данных, так как, по словам Сергея Зайцева: «Кто угодно мог внести туда какую угодно информацию».
Приняты также поправки в административный и уголовный кодексы, которые вводят ответственность за неправильно оформленную ДК и за проведение осмотра не аккредитованными лицами.
Действующие диагностические карты аннулируют?
Особенно интересно выглядит поправка, согласно которой диагностическая карта транспортного средства «в отношении которого не проводился технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого ТС требованиям безопасности» может быть аннулирована надзорным органом (МВД).
Есть в новом законе и другие нюансы, которые требуют серьезной доработки. Один из главных вопросов — во сколько процедура техосмотра обойдется рядовому автовладельцу?
Как рассказал Сергей Зайцев, несколько лет назад проводилось масштабное общероссийское исследование, в результате которого была обозначена стоимость процедуры в среднем по России — 850 руб. В Санкт-Петербурге цена оказалась чуть выше — 1200 руб., а в столице осмотр автомобиля стоил в среднем 1500 руб.
Именно последняя цифра наиболее близка к возможной стоимости процедуры техосмотра после всех нововведений. По мнению Сергея Зайцева, сравнивать ее с нынешними ценами на техосмотр бессмысленно: «регулирование максимальной стоимости, применяемое сейчас, бесполезно. Большая часть операторов не имеет производственной базы вообще, потому продажа “бумажек” не приносит им никаких затрат. Отсюда и разброс стоимости в таких фирмах — от 200 до 1000 рублей».
Ясность наступит к зиме
Еще один вопрос, который нужно решить, — свободная продажа диагностических карт без осмотра автомобиля и реклама подобных услуг. «Никакого запрета на такую рекламу нет. В интернете сейчас можно легко купить ДК, и вам ее привезут домой. С этим нужно бороться», — говорит руководитель «ТехЭксперта».
В частности, процесс оформления диагностической карты наверняка подорожает, а сам осмотр автомобиля может стать строже. Кроме того, неясной остается ситуация с выданными «из-под полы» картами, которые в любой момент могут аннулировать. Что принесут нововведения — станет понятно в 1 квартале 2020 года, когда ведомства подготовят все необходимые нормативные акты.
Читайте также
- Porsche для бедных, или История «восьмёрки»
- Китайские электромобили: удивительные итоги продаж
- Иномарка за 500-600 тысяч рублей: изучаем Hyundai Elantra
- Новый RAV4 для России: раскрыты цены и комплектации